ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ ПРИНЯТЬ КРЕЩЕНИЕ

ЕСЛИ   ВЫ   РЕШИЛИ   ПРИНЯТЬ    КРЕЩЕНИЕ

«из   книги священника  Ильи   Шугаева»

Зачем нужна подготовка?

Длительная подготовка перед Таинством Крещения требовалась уже в самые ранние годы существования христианской Церкви. В то время Крещение было общецерковным событием и совершалось с большим торжеством три раза в году в самые важные праздники — на Богоявление (Крещение), Пасху и Пятидесятницу (Троицу). Если человек хотел креститься на Пасху, то подготовка к этому событию начиналась почти за два месяца до Пасхи — с началом Великого поста. Все желающие должны были заранее записаться в определенные списки, свидетельствуя о своем желании. С началом поста эти люди становились «оглашенными» — так назывались готовящиеся ко Крещению, поскольку им читались специальные поучения — оглашения. В течение нескольких первых дней поста священники над каждым из них читали особые молитвы, чтобы Господь принял их в число христиан (оглашенные хотя и не были крещены, но считались уже христианами) и изгнал из их сердца всякого нечистого духа. С этого времени оглашенные должны были ежедневно посещать храм. Они должны были присутствовать на службе под названием «тритоекти», которая совершалась специально для них. На этой службе после молитв последовательно читалось Священное Писание, поскольку оглашенные должны были знать основные события Ветхого и Нового Заветов. Священники на каждый отрывок произносили проповедь, чтобы лучше разъяснить прочитанное. Кроме проповедей оглашенным разъяснялось православное учение о Боге, о Церкви, об обязанностях христианина и многое другое. Когда пост приближался к концу, все оглашенные приходили на экзамен к Иерусалимскому епископу.

Но самое главное, что оглашенный должен был привести с собою поручителя- христианина, который должен был быть хорошо известен в Иерусалимской церковной общине. Этот христианин перед епископом должен был засвидетельствовать о том, что оглашенный достоин Крещения, ибо уже живет по-христиански. Именно этот поручитель и становился восприемником (т.е. крестным). 

Что   необходимо знать о Боге перед Крещением? 

Само Крещение совершается во имя Святой Троицы. Итак, первое, без чего нельзя приступать ко Крещению, — это без веры во Святую Троицу. Православные христиане верят и Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа. Бог — Творец всего мира. Бог есть чистейший Дух, Он находится вне времени и пространства, ибо Он Сам сотворил время и пространство. Ангелы тоже являются бесплотными духами по сравнению с природой видимого мира (вещества, растений, животных, человека), но по отношению к Богу они являются служебными и тварными духами.

Бог беспределен, всесовершен, вседоволен (т.е. ни и чем не имеет нужды), вездесущ
(т.е. присутствует везде), всеведущ (т.е. знает все, в том числе и будущее), всемогущ, всеблаг
(т.е. является Сам источником всего благого).

Источником зла в мире является злая воля падших ангелов и людей. Бог сотворил ангелов и человека со свободной волей. Господь не может заставить человека полюбить Себя. Бог не может заставить человека стать добрым.. Чтобы заставить, надо прежде отнять свободу, а без свободы человек перестает быть человеком.

Мы верим, что Бог, оставаясь единым, в то же время является Троичным. В едином Боге три Лица- Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Это не три Бога, а Единый Бог. Догмат о Святой Троице говорит о том, что Бог есть Троица Единосущная и Нераздельная. Как пример: наше Солнце — это и звезда, и свет, и тепло.

Когда православный говорит о Христе, он говорит о Втором Лице Святой Троицы — о Боге Сыне. До Своего воплощения на земле Бог Сын был только Богом, но 2000 лет назад Второе Лицо Святой Троицы принимает на Себя еще и человеческую природу.

Поэтому запомним, что Христос- это не Человек, ставший Богом (после Крещения или Воскресения), а Бог, который стал человеком. До Своего воплощения на земле Бог Сын был только Богом. А с момента зачатия в утробе Божией Матери Он стал еще и Человеком. Христос был Богом всегда, ибо не было момента, когда бы Бог Сын не был Богом, поскольку Он Сам творил вместе с Богом Отцом. И в утробе Своей Матери, и в яслях после Своего Рождества Он уже был Богом. Объяснить учение о Богочеловечестве Христа умом невозможно, в это можно только верить сердцем. Бог — это Творец мира. Человек — это Его творение. Быть Творцом и творением — невозможно. Мы можем себе представить, что некий скульптор вылепил прекрасную скульптуру. У нее есть все- руки, ноги, голова, уши, глаза, но это бездушный камень. Быть скульптором и статуей одновременно невозможно. Но Бог, будучи Творцом, становится Своим творением. Для скульптора стать бездушным камнем и ограничить себя во всем — это страшное наказание и унижение. Именно такое самоуничижение, умаление Бог претерпевает ради человека. А для чего Богу нужно было становиться Человеком? Неужели нельзя было спасти человека как-то еще? Оказывается, нельзя. Человек с первым грехопадением упал в огромную пропасть, насильно из этой пропасти Бог не может вывести человека. И вот Бог Сам становится Человеком, сходит в эту бездну, чтобы поднять оттуда человека к Себе.

Будучи Богом, Христос ни в чем не имел и не имеет нужды, ибо Он вместе с Богом Отцом сотворил небо и землю, моря и океаны, растения и животных. А став добровольно Человеком, Христос хотел есть и пить, чувствовал голод и холод.

Как Бог Христос бессмертен. Какая может быть смерть для Бога, Который Сам сотворил жизнь? Но став Человеком, Христос претерпевает истинную смертью. Как обычно умирает человек? Душа разлучается с телом, и тело бездыханное погребается во гробе. Теперь это тело мертво — просто набор молекул, химических соединений, и ничего больше, никакой жизни. Христос умирает так же. Душа Христова покидает Его тело, и оно, бездыханное, погребается во гробе. Конечно, смерть не может быть сильнее Бога, и мы знаем, что Христос воскресает.

Крещение.

Крещение часто называется вторым рождением, рождением в жизнь вечную. Мы находимся в таком духовном состоянии, что нас уже невозможно как-нибудь постепенно исправить, или исцелить, нам необходимо именно заново родиться. Представим, что мы разбили стеклянную вазу. Как мы можем вернуть ее в прежнее состояние? Может быть склеить? Но даже если взять самый лучший клей, очень прозрачный, все равно ваза от этого не станет целой. Вернуть прежнее состояние можно, только расплавив все осколки и заново изготовив вазу.

В момент Крещения человек становится членом церкви. Церковь можно уподобить живому организму. Например: человеческий организм. Он состоит из отдельных клеточек, но каждая клетка живет не сама по себе. Каждая клетка выполняет свою задачу, и организм дает клеточке все необходимое для жизни. До каждой клеточки доходят через кровеносные сосуды питательные вещества, доходят нервы, которые управляют всем телом, душа пронизывает все тело. Так же и Церковь. Каждый христианин — это живая клеточка живого организма. До каждого христианина доходит кровеносный сосудик, который духовно питает его. Что это за кровеносный сосудик- это Святой Дух пронизывает всю церковь.

А что должен сказать священник, если он видит после Крещения, что человек дома не молится, и храм не ходит, не исповедуется, не причащается? Он должен сказать: «Простите, но Крещение хотя и совершилось, но, к сожалению, пока недейственно в вас и пока вы не получите никакой пользы». Нет церковной жизни — значит, что-то не так.

У одного из святых отцов (блаж. Диадоха) есть следующий образ. Если человеческую душу уподобить дому, то до Крещения в человеке, в самой глубине его сердца, обитал грех и делал его оскверненным и тленным. В момент Крещения грех изгоняется из самых глубин человека, а в сердце его вселяется благодать. Но пройдет еще немало времени, прежде чем благодать полностью преобразит человека. И тут многое зависит от самого человека. Если хозяин дома будет нерадиво относиться к своему жилищу, то грех сквозь открытые двери и окна будет легко входить в него и после Крещения. Если же человек будет стоять на страже своей души и надежно защищать и ограждать ее молитвой, постом, исповедью, Причащением, то человек будет постепенно преображаться.

Миропомазание.

Сразу же после Таинства Крещения совершается второе Таинство- Миропомазание. Священник помазывает особым маслом–миром — основные органы чувств и основные части тела: чело, уста, ноздри, глаза, уши, руки, ноги. Каждое помазание совершается со словами: «Печать дара Духа Святаго».

В этом таинстве человек получает дары Святого Духа. Если в Крещении совершается наше духовное рождение, то в Миропомазании человеку даются дары, необходимые для его духовного возрастания. Духовная жизнь есть постоянное возрастание, а если учесть тленность и оскверненность нашего естества, то духовная жизнь есть преображение.

Наши органы чувств поражены греховной болезнью. Все, что полезно для души, воспринимается с огромным трудом, а все вредное прилипает к нам, входит в нас с утроенной силой. Святой Дух преобразит и наш слух, и наше зрение, и наш ум, и наше сердце, только не надо Богу мешать в этом, а напротив, активно помогать. Сможет ли Бог духовно изменить человека, если он сам продолжает заражать свою душу тем, что смотрит развратные фильмы, читает пошлые газеты и журналы, оскверняет себя нечистыми анекдотами и ругательствами? Тот нежный росток чистоты, что начинает расти в душе человека, легко растоптать, особенно если это душа ребенка.

Молитва.

В чем же заключается церковная жизнь? Если церковная жизнь — это лестница, по которой мы поднимаемся к Богу, то первой ступенькой этой лестницы является молитва.

Ежедневная молитва очень важна, — она одна уже сама начинает постепенно менять жизнь человека. Ведь если ты живешь с Богом, то живешь иначе. А что мне мешает, например, включить телевизор в 12 часов ночи, когда будут показывать явно непристойный фильм? Дверь закрыта на замок, занавески задернуты, меня никто не видит, я никому плохо не делаю. Что мне мешает? Если Бога рядом нет, то ничто не мешает. А если ты живешь с Богом, то не сможешь спокойно смотреть такой фильм, ибо это противно Богу и ты будешь обличаемый совестью сгорать от стыда перед Богом за каждый свой грех.

Жизнь с Богом полна ограничений или точнее, самоограничений. Но это не значит, что церковная жизнь — это жизнь человека, задавленного запретами. Есть и другая сторона, поэтому жизнь верующего человека — это, напротив, жизнь очень светлая и радостная. Ведь нам  нечего бояться. Если Бог рядом, то что бы ни случилось, нам не страшно. А насчет задавленности можно сказать следующее. Мы так же задавлены законами физики или химии: с балкона не прыгай, яд не пей, газ не оставляй открытым, на красный свет улицу не переходи. Мы знаем, чем это грозит. Также и в духовной жизни. Христианин вовсе не задавлен заповедями Божиими, а относится к ним, как к предупреждениям о последствиях, которые могут наступить при несоблюдении этих законов. Господь не столько запрещает, сколько предупреждает: не блуди, иначе не сможешь полюбить, не лги, иначе потеряешь совесть, не воруй, иначе душа очерствеет.

Духовная жизнь детей.

Духовная связь ребенка с родителями настолько сильна, что каждый их грех ложится темной печатью на душу ребенка. Мама и папа садятся перед телевизором, чтобы посмотреть непристойный фильм. Их дочка находится еще в утробе матери, она ничего не видит и почти ничего не слышит. Но грех родительский отпечатывается на ее душе. Потом, через пятнадцать-шестнадцать лет, родители будут разводить руками и удивляться: «Откуда это в ней?» Мы ее воспитывали в строгости, ничего непристойного в своей жизни она никогда не видела, подруги у нее все приличные. Ну почему она выросла такой легкомысленной?!» Да, ей ничего не показывали, но сами вели себя блудно: в компании друзей мама могла себе позволить пофлиртовать, папа на улице и работе часто заглядывался на других женщин, вместе по вечерам, уложив детей, мама и папа позволяли себе чтение бульварных статей, с интересом обсуждая интимные подробности жизни знаменитостей. Ребенок ничего этого не видел, но на душе оставался отпечаток греха. Например, папа стащил с завода хороший инструмент и понимает, что сыну знать об этом неполезно. «А то вырастет вором!» — думает он про себя.  Но потом этот горе-отец будет недоумевать, почему из его кармана пропадают деньги, ведь он сына этому не учил. Таково свойство духовной связи близких людей — мать не видит сына, но чувствует его боль; сын не видит греха родителей, но приобретает склонность к нему.

Но не надо думать, что благодаря духовной связи передаются только грехи. Святость, праведность также запечатлеваются на детях.

Можно сказать так: духовная жизнь детей и родителей едина, неразрывна. По выражению одного церковного писателя душа человека по своей природе христианка. Ребенок с момента своего зачатия хочет молиться , душа его требует этого. Ребеночек просыпается утром на кроватке, потягивается, душа его хочет помолиться Богу, но сам он не может, это должны сделать за него родители.

Другая иллюстрация. Семья едет на машине. За рулем сидит отец, рядом — мать , сзади — дети. Отец нарушает правила дорожного движения результатом становится авария и вся семья отправляется в кювет. Кто виноват? Ясно, что только один человек — отец. А кого повезут в больницу? Только одного отца? Нет, повезут всех, потому что вся семья пострадала по вине одного. Их вины нет, но лечиться надо. Так же и грех. Грешит один — мама или папа, а лечиться от греха, от склонности к этому греху будут и дети. Они должны будут в будущем бороться с той страстью, что посеяна родителями. Они, дети, будут ходить на исповедь и своими покаянными слезами смывать этот грех. А говорить, что это несправедливо — неразумно. Ведь мы же не говорим о несправедливости, когда один в семье заражается гриппом, а от него заражаются все остальные члены семьи.

Говоря о духовной жизни детей необходимо отметить и то, что Православная Церковь всегда признавала существование первородного греха. По библейскому учению грехопадение Адама и Евы внесло порчу не только в их собственную природу, но и отразилось преемственно на всех их потомках. Наклонность воли ко греху сделалась теперь уделом всех людей и человек должен употреблять большие усилия, чтобы побороть в себе это и идти по пути добра

Причащение.

Первым  признаком  церковной жизни является ежедневная  молитва,  но вот ее главным   содержанием   является   участие   в   Таинстве   Святого   Причащения.   Полностью   оно называется так: Причащение Тела и Крови Христовых.

На Тайной вечери (пасхальная трапеза Господа с учениками- апостолами) Господь взял хлеб и дал ученикам со словами: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается». Потом взял вино и дал ученикам со словами: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается». «Сие творите в Мое воспоминание». И сейчас, по слову Спасителя, ежедневно в храмах совершается богослужение, называемое Литургия, во время которого повторяется Тайная вечеря. В храм приносится специально испеченный хлеб, специальное красное вино. Священник со всеми, кто стоит в храме, молится о том, чтобы эти Дары освятились. На хлеб и вино сходит Святой Дух, и они становятся Телом и Кровью Христовыми. В конце службы священник выходит с Чашей, в которой находятся уже не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христовы. Все, кто готовился, приступают к Чаше и причащаются, то есть принимают в себя Самого Спасителя. Внешний вид Святых Даров не меняется, поскольку Господь знает, что мы не можем вкушать человеческую плоть и кровь, поэтому установил, чтобы мы причащались Его Тела и Крови под видом хлеба и вина.

Это самое важное Таинство в жизни христианина. Если цель жизни христианской -жить с Богом, то именно в этом Таинстве мы соединяемся со Христом, Его Телом и Кровью , а поскольку Христос — Богочеловек, то через это мы соединяемся с Самим Богом. Что может быть важнее для христианина? Мы не как-то абстрактно соединяемся с Богом, но Сам Богочеловек присутствует в нас. Таинство Причащения и есть тот самый кровеносный сосудик, который питает каждого христианина как клеточку церковного организма.

К этому Таинству надо готовиться. Взрослые ко Причащению готовятся трояко: постом, молитвой и исповедью. Необходимо поститься хотя бы два- три дня , не вкушая пищи животного происхождения. В пост входит также воздержание от супружеских отношений и от всякого рода развлечений. Перед Причастием после посещения вечернего богослужения ,читаются каноны Иисусу Христу ,Богородице , Ангелу-Хранителю, а также особое «Последование ко Святому Причащению». Также необходима исповедь , чтобы человек приступал к этому великому Таинству с чистой совестью.

Как готовить ко Причащению детей. До трех лет их никак не готовят. Грудных детей
вы можете покормить, когда они этого требуют, и приходить в храм прямо ко Причастию. В три
года у ребенка наступает определенный переходный возраст, он взрослеет и уже управляет своими
чувствами и действиями. Поэтому с трех лет и до конца своих дней человек причащается натощак.
С семи лет наступает следующий этап развития ребенка. Он становится маленьким взрослым,
поэтому все делает как взрослые, только в меньшем объеме. Например, взрослые постятся 2-3 дня,
а ребенок — хотя бы один день. Взрослые читают полное молитвенное правило, а ребенку
достаточно несколько коротеньких молитв. И, наконец, с семи лет дети начинают
исповедоваться.  Как     правило,     родители     причащают     маленьких     детей     каждую неделю (воскресенье)

Исповедь.

В молитвах исповедь называется «врачебницей», т.е. больницей. Почему? Каждый грех, который мы совершаем, — это рана на душе, а рану надо лечить. Если я сломал ногу,  то уже не могу бегать, если руку — не могу играть на скрипке , то есть я уже другой и чего-то не могу. Так же с грехом. Человек изменил жене. Он может бить себя в грудь и сколько угодно говорить: «Ну, подумаешь — изменил. Всего один раз. Я же больше не изменяю, значит, все в порядке». Нет, оказывается, не в порядке. Человек уже другой! В его душе что-то надломилось и он уже не может любить жену так, как любил ее раньше. И теперь, чтобы вернуть прежнее состояние, нужно лечить свою душу. Мы стоим на исповеди перед Крестом и Евангелием . потому что Врачом наших душ является Сам Господь. А священник на исповеди свидетель нашего покаяния, он может дать совет от своего духовного опыта, на основании Священного Писания и наследия Святых Отцов.

Чтобы Господь принял нашу исповедь и простил грехи, есть определенные условия. Первое — это искренность. Врачу на приеме мы стараемся назвать все болезни, боимся что-либо скрыть, а то врач поставит неправильный диагноз и будет неправильно лечить. Нечто подобное происходит и на исповеди. Если мы скроем какие-либо грехи, то священник ничего не зная, спокойно прочитает молитву и произнесет: «Прощаю и разрешаю тебя от всех грехов». А всеведущий Господь не простит. Важно быть искренним и честным. Например, если на исповеди оправдываться: «Вот, друзья меня напоили», — это будет не совсем честно. Друзья насильно водку в рот заливали? Нет? Тогда сам и отвечай.

Второе условие следующее. Если я пришел к врачу и честно, без утайки, назвал все свои болезни, то это вовсе не значит, что из кабинета я выхожу уже здоровым. И очень многое зависит от меня — буду ли я принимать лекарства, соблюдать диету, посещать процедуры. Если я все выполняю, через некоторое время я выздоровею. Так же происходит и в покаянии. На исповеди только начинается наше выздоровление. Господь не может насильно вылечить человека от его греха, если он не хочет ежедневно молиться, соблюдать заповеди, вообще вести духовную жизнь.

Важно и третье условие. Если я хочу, чтобы в квартире было чисто, я должен часто убираться: каждый день хоть понемногу, а раз в месяц устраивать генеральную уборку. Так же и с душой: чистота души требует постоянного труда. Человек впервые пришел на исповедь. Как правило, он не может назвать сразу все свои грехи, а только те, о которых совесть не дает забыть. В душе становится чище и, следовательно светлее. Через некоторое время человек начинает видеть то, что никогда раньше не видел в себе. Он вновь исповедуется и пытается избавиться от этого греха и т. д. пока душа будет подобна убранной комнате, где видна любая пылинка.

Человек, сердце которого очищается от духовной грязи, начинает чисто смотреть на  ближнего. В другом он видит образ Божий. Уходят в сторону насмешки, осуждения, зависть. Чужие успехи начинают радовать, а скорби — вызывать сострадание. В сердце поселяется любовь ко всем без исключения, даже к личным врагам.

Комментирование запрещено