Идея организации приходского консультирования возникла не случайно. В современных многонаселенных городах мизерное количество небольших православных храмов не способно вместить всех приходящих. Несколько раз в году людской поток многократно превышает обычное число прихожан. Такое бывает на Пасху, на Рождество Христово, в День Святой Троицы, в Крещение Господне пр и раздаче святой крещенской воды, в Великую Субботу пр и освящении куличей.
В эти дн и к вечеру свечницы изнемогают от бесконечно повторяющихся вопросов: куда поставить свечу о здравии, где канун, где какая икона? Вопросы задаются самые разнообразные, но в основном конкретные, жизненные, простые: как подготовиться к крещению, к исповеди, к прича стию? Чем католики отличаются от православных? Как пользоваться святой водой? Куда поставить свечу, если сын плохо учится, а куда, если еще и муж пьет, и в семье скандалы? Кто моя небесная покровительница и по чему она, как и я, мученица?.. К священнику на исповедь большая очередь, а свечницы и другие работники храма заняты своими прямым и обязанно стями, им не до ответов…
Поэтому в Санкт-Петербурге в конце 90-х годов, по благословению настоятеля храма святого пророка Илии на Пороховых протоиерея Александра Будникова, возникла служба приходского консультирования. Сейчас этот опыт распространяется и совершенствуется в ряде храмов Санкт- Петербургской епархии.
Необходимость появления такой службы вызвана существованием в современной Церкви, так называемой категории «захожан» — людей крещеных, но не приобщенных к церковной жизни, нецерковных и малоцерковных. Большая часть из них, веруя, тянется к Богу и Церкви. Они знают несколько дней в году, когда надо идти в храм, чтобы поставить свечи, подать записки, взять святую воду или что-либо освятить. Эту категорию людей можно даже назвать «потенциальными прихожанами». У них есть вопросы, и при виде церковного человека, а чаще всего им оказывается уборщица, свечница ил и просто бабушка с прихода, они говорят: «Вы все знаете, скажите, пожалуйста…». Но какой они получают ответ?
Конечно, в наших храмах трудятся и образованные свечницы и уборщицы, но часто можно встретить и «бабушкино богословие», состоящее из обрядоверия, сверхстрогих правил или околоцерковных суеверий.
Довольно часто православных укоряют: сектанты стоят на каждом углу, стучатся в дома, снимают для проповедей стадионы, а где же ваши миссионеры? Главный «катехизатор» в православном храме сегодня — бабушка- уборщица. Она на виду, вот и обрушивается на нее весь шквал вопросов «захожан».
Таким образом, необходимость приходского консультирования возникает почти во всех храмах, находящихся в черте города, особенно в многонаселенных районах. А если такая необходимость существует, почему бы тогда не подготовить для этого общения церковно-образованных и опытных мирян?
При этом наличие или отсутствие в храме установленного дежурства священника не влияет на целесообразность введения службы приходского консультирования. Не всякий человек, впервые пришедши й в храм, решится обратиться к священнику. Консультант может выслушать такого человека, ответить на простые вопросы, а пр и наличии сложных — посоветовать обратиться к священнику, подсказать в какое время и как это сделать.
Однако важно, чтобы эта служба не воспринималась как новшество. В Церкви всегда было принято давать пояснения для начинающих прихожан. Одни — малоцерковные, спрашивали, а другие, — поопытней, объясняли. А теперь, при таком духовном одичании, вследствие долгого, массового и насильственного отлучения людей от веры и Церкви, необходимость в ответах с пояснениями самая острая. Приходское консультирование, ориентирующее людей в начале их воцерковления, должно стать естественной составляющей многогранной жизни прихода (первоначальной формой приходской катехизации), сферой приложения имеющегося церковного опыта, сил и знаний, полученных прихожанами на занятиях в воскресной школе, на миссионерских, катехизаторских ил и богословских курсах.
Предлагаемое пособие — это описание опыта организации и работы приходских консультативных служб.