Православное дошкольное воспитание — приоритетное направление в образовании

Алексеева А. С.,

ведущий референт Отдела религиозного
образования и катехизации РПЦ

 

Православное дошкольное воспитание — приоритетное направление в образовании

«Воспитание — самое святое из всех святых дел».

Святитель Феофан Затворник

Детство — время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

В нашей стране имеется богатый опыт организации дошкольного воспитания. В свое время охват детей дошкольного возраста общественным воспитанием в целом по России составлял около 70%, а в отдельных регионах и городах доходил до 90% и более.

К середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания и была разработана Концепция дошкольного образования с учетом современных требований общества. Одним из направлений этой Концепции является многообразие и вариативность дошкольного образования, что нашло отражение в возникновении и создании системы православного воспитания.

Начиная с 1992 г., в России появилась возможность создания сети православно-ориентированных дошкольных учреждений с целью воспитания детей на ценностях православия, основы которого должны закладываться с самого раннего дошкольного возраста. Это имеет большое значение при подготовке ребенка к поступлению в православные образовательные учреждения: гимназии, прогимназии и лицеи, для обеспечения преемственности в вопросах воспитания и обучения.

За сравнительно небольшой период времени православное дошкольное воспитание прошло серьезный путь, отражающий поиски различных подходов к организации, формам и содержательной деятельности дошкольных учреждений и групп данного профиля.

Основными направлениями системы православного воспитания детей раннего и дошкольного возраста являются:

·  духовно-нравственное воспитание в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях;

·  развитие сети православных дошкольных групп и детских садов;

·  становление учреждений социальной реабилитации, использующих духовно-нравственное воспитание как средство коррекции развития и поведения детей дошкольного возраста;

·  возрождение традиций православного семейного воспитания и уклада семьи.

В большинстве епархий Русской Православной Церкви открыты церковные детские сады и православные группы: в каждой из 130 епархий сегодня насчитывается от 2 до 15 таких учреждений. На базе государственных и муниципальных учреждений создаются группы с православной ориентацией, расширяется сеть учреждений с этнокультурным компонентом. В ряде детских учреждений появились кружки и факультативы по вопросам христианской культуры.

Свой 10-летний юбилей отметили многие православные группы дошкольных учреждений г. Москвы (№№ 623, 633, 1874), №4 г. Александрова Владимирской области, дошкольные учреждения г. Ступино, Дубны, Подольска Московской области, Санкт-Петербурга, Смоленска, Калининграда, Обнинска Калужской области, г. Печоры Псковской области, Новосибирска, Саратова и других регионов России.

И все же в масштабе Российского государства, к сожалению, таких учреждений еще очень мало. Сведения, предоставляемые руководителями епархиальных отделов образования с мест, далеко не полные и неточные. Необходима четкая статистика о наличии таких учреждений в сводных отчетах за каждый истекший год.

С расширением сети указанных учреждений увеличилась востребованность в инструктивных и методических материалах, конкретных пособиях по организации дошкольных учреждений и воспитательно-образовательной работе с детьми и семьями. Эта потребность обусловлена и тем обстоятельством, что до сих пор подготовка воспитателей для детских садов осуществляется на базе светских средних и высших учебных заведений с атеистически направленной программой. К сожалению, нет учреждений, готовящих воспитателей для христианских детских садов.

Педагоги, начинающие работу в этом направлении, сталкиваются с тем, что в имеющихся программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста отсутствуют даже разделы «нравственное воспитание», которые заменены «задачами социального развития».

Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ с привлечением широкого круга ученых, психологов, социальных педагогов, священнослужителей, а также практических работников дошкольных учреждений проводит работу по совершенствованию содержания воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.

В 1993 г. впервые была разработана «Концепция православного дошкольного воспитания», которая сыграла свою конструктивную роль в развитии системы православно-ориентированных дошкольных учреждений. На базе этих концептуальных положений разрабатывается содержание и методика воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

За последние годы создан ряд авторских программ и методических материалов, таких как:

·  Комплект нормативных, и методических материалов по организации работы православного детского сада и дошкольного отделения православной гимназии (составитель Полянская Е. В.) и методическое пособие для детей дошкольного возраста «Основы христианской культуры» (Афанасьева С.) (Смоленская и Калининградская епархия);

·  «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников» (автор Алексеева Г. Г.) (Саратовская епархия);

·  «Православное воспитание в дошкольном учреждении и семье» (автор Алексеева Н. М.) (Оренбургская епархия);

·  Программа преемственности духовно-нравственного воспитания в детском саду и начальной школе (автор Феоктистова Т. Г. совместно с Челябинским педагогическим университетом) (Челябинская епархия);

·  Авторская разработка Паткиной Г. Г. и иерея Олега Оводкова (г. Ступино Московской области).

Отдельным разделом выделена Программа для детей старшего дошкольного возраста в содержании нового учебного курса «Православная культура», разработанного специалистами Курского педагогического Университета (проф. Меньшиков В. М.), а также курса «Православная культура», созданного педагогами Ногинского района Московской области под руководством протоиерея Виктора Дорофеева.

Ряд комплексных и парциальных авторских программ, ориентированных на отечественные культурные традиции, представлены на Федеральный экспертный совет Министерства образования РФ. Среди этих материалов следует особо выделить программы «Рождение и воспитание здорового ребенка» и «К здоровой семье через детский сад», разработанные Санкт-Петербургской медицинской Академией постдипломного образования, и комплекс программ «Семейный лад» Семейного клуба родительского опыта «Рождество» (г. Москва, руководитель педагогических программ Крячко А. А.).

Часть перечисленных материалов была объединена в сборниках «Православное воспитание детей дошкольного возраста», «Церковные праздники», «Рождество Христово», «Пасха» и др., которые изданы и используются в практической работе детских садов.

В настоящее время разрабатывается и постепенно издается серия книг по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, которые могут также интегрироваться в работу светских учреждений. В этих целях разработано и издано «Методическое пособие по православному воспитанию детей дошкольного возраста» под редакцией Алексеевой А. С. В пособии изложена примерная программа православного воспитания детей, распределенная по трем возрастным группам от младшего до старшего дошкольного возраста. В нем содержатся конкретные рекомендации для использования программы по десяти тематическим разделам: «Ребенок и его окружение», «Бог — Творец мира», «Молитва — общение с Богом» и другие. Это методическое пособие направлено на развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, оказания ему помощи в приобщении к Богу, обретения своего собственного пути к Нему.

Изданные в этой серии программы «Воспитание сказкой» под редакцией Гладких Л. П. и «Подарок к празднику» под редакцией Потаповской О. М. отражают основные виды деятельности детей дошкольного возраста, раскрывая глубинный духовно-нравственный потенциал сказки и труда для личностного развития ребенка. Обе программы помогают использовать богатые традиции Русской Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании детей, в формировании духовного семейного окружения.

Возрождению традиций православного семейного воспитания, уклада семьи посвящены программы «Семейная гостиная» и «Мамина школа» под редакцией Гладких Л. П. Обе программы создавались и апробировались в дошкольных учреждениях Северо-восточного округа г. Москвы. Они направлены на решение важнейшей проблемы вовлечения молодых родителей в воспитательный процесс, способствуют духовно-нравственному возрастанию всех членов семьи, гармонизации внутрисемейных отношений.

Совместно с Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобразования РФ разработаны и апробированы материалы для проведения тематических курсов для разных категорий специалистов дошкольного образования по проблемам «Отечественные традиции духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» и «Основы православной культуры в дошкольных образовательных учреждениях».

В распространении и обобщении опыта работы в области православного дошкольного воспитания большое значение имеют ежегодно проводимые Рождественские образовательные чтения. Особое место в рамках этих Чтений занимает секция «Православное дошкольное воспитание». В работе секции принимают участие коллеги не только из России, но и из Беларуси, Украины и Литвы. Традицией секции стало представление новых научных и практических материалов, выработка и уточнение принципиальных позиций системы работы с семьей и подготовки кадров.

В этом году заседание секции «Православное дошкольное воспитание» в рамках Рождественских образовательных чтений проходило на базе детского сада №2365 с этнокультурным компонентом образования Южного округа г. Москвы. Выбор этого детского сада был неслучайным. На протяжении пяти лет в работе с детьми в нем используется богатство национальной культуры, уклад жизни семьи, основанный на православных ценностях. Жизнь детского сада строится не только в соответствии с гражданским и природным, но и с православным церковным календарем, а предметно-игровая среда — в соответствии с традициями русской православной культуры. Использование этого богатого материала позволяет осуществлять более плавный переход к православному воспитанию. И целью секции было ознакомить ее участников с опытом работы этого детского сада.

В секции приняло участие более 200 человек из разных регионов России, Литвы, Беларуси.

Хочется отметить, что в этом году в работе секции участвовало необычно много молодых педагогов, специализирующихся в области духовно-нравственного воспитания дошкольников. Выступило около 20 человек. Было отмечено, что создан целый ряд программ для дошкольных учреждений, нарабатываются методики духовно-нравственного воспитания в православных традициях. Обозначены главные проблемы: нормативно-правовая база, подготовка кадров, создание и организация серийного выпуска игр, игрушек и наглядных пособий.

В докладе Потаповской О. М., ведущего сотрудника Института семьи и воспитания РАО дан анализ процесса создания нормативно-правовой и содержательной базы в современном образовании, обоснована необходимость четкого определения понятий духовно-нравственного воспитания с опорой на фундаментальные философские и психологические исследования. Выделены три компонента воспитания: нравственное или моральное, эстетическое и религиозное. Основной задачей духовно-нравственного воспитания следует считать эти три составляющих базовой культуры личности.

Большой интерес вызвало выступление Феоктистовой Т. Г., которая говорила о разработке критериев определения уровня воспитанности дошкольников с использованием определенных методов диагностики. Эта экспериментальная работа проводится совместно с Челябинским педагогическим Институтом.

Проведена презентация Программы «Традиция семейного клуба родительского опыта «Рождество». Она рассчитана на детей от 1,5 до 7 лет и предполагает деятельное участие родителей в реализации программы. Она представляет собой годовой тематический план занятий детских студий и знакомит детей с миром нравственных ценностей традиционной российской культуры — через игры, сказки, рукоделия.

Остальные докладчики дополняли эту тему. Все выступления выстраивались в рамках единой темы: «Духовно-нравственное воспитание в детском саду — основа возрождения отечественной культуры». Подчеркивалось, что дело духовно-нравственного воспитания в детском саду вступило в качественно новую стадию развития, предусматривающую интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь детского сада, во все виды детской деятельности и во все традиционные методики дошкольного воспитания. Крайне полезной оказалась организация творческих мастерских, таких как «Этнографический музей», «Рождественский подарок», «Тематический диалог».

Участники секции отметили, что именно детские дошкольные учреждения являются одним из резервов духовного возрождения страны, восстановления ее многолетних православных традиций.

На Рождественских чтениях активно обсуждалась проблема введения в образовательные учреждения курса «Православная культура». Но этот вопрос обсуждается только в отношении общеобразовательных школ и высших учебных заведений. Вместе с тем известно, что основы этой культуры закладываются с самого раннего возраста. У детей следует формировать на ценностях православной культуры отношение к своим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что анализ ряда изданных методических пособий по православной культуре для детских дошкольных учреждений показал, что их содержание часто не соответствует своим названиям. Большинство из них ограничивается курсом Закона Божия, но его содержание превышает возрастные возможности детей дошкольного возраста. Содержание большинства занятий рассчитано на детей, достаточно подготовленных к церковной жизни. В то же время имеется много семей, где родители и дети только начинают приобщаться к ценностям православия.

К сожалению, до настоящего времени все выходящие из Министерства образования РФ директивные документы, касающиеся православного воспитания, практически не предусматривают использования их в деятельности детских садов различного профиля.

Вместе с тем, на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», в принятую в нашей стране систему образования включено и дошкольное образование, осуществляемое в детских садах.

Целесообразно обратить внимание разработчиков нормативных и программных материалов на необходимость придания правового статуса православному воспитанию, начиная с дошкольного возраста.

Дошкольно-образовательные учреждения, начинающие работу в этом направлении, нуждаются в компетентном окормлении со стороны священнослужителей. Но нередко они оказываются без помощи, как государственной образовательной системы, так и Церкви. А ведь священнослужители могут сказать то слово, в котором нуждается душа не только ребенка, но и родителей и педагогов, создать в учреждении атмосферу благочестия, добрых нравов, христианской любви и т. д. Однако из-за большой нагрузки, нехватки кадров священнослужители не всегда имеют возможность проводить эту работу.

В этой связи необходима систематическая подготовка священнослужителей к педагогической работе. Введенный в духовных школах курс «Православная педагогика» требует особого выделения разделов «Семейное воспитание» и «Особенности духовно-нравственного становления личности в раннем и дошкольном детстве». В средних и высших светских педагогических учебных заведениях желательно введение специальных курсов и факультативов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в традициях православной культуры.

К сожалению, за последние годы отмечается проблема снижения педагогической компетентности не только родителей, но и специалистов-практиков, работающих с детьми дошкольного возраста. Это выражается в смещении акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет — это сензитивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственной сфер. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Вызывает опасение перегрузка детского организма в связи с проведением массовых экспериментов, внедрением авторских программ воспитания дошкольников. Для решения этой проблемы необходимо организовать строгую экспертизу учебно-методического материала и пособий.

Вызывает большую тревогу и то, что средства массовой информации, особенно телевидение, в настоящее время все больше и больше пропагандируют зло, жестокость, насилие, что наносит существенный вред психике ребенка.

Комментирование запрещено