Православный компонент ДО

Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО

 Пояснительная записка

В связи с изменениями федерального законодательства в сфере образования (1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в РФ», а с 1 января 2014 г. – «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года) дошкольное образование стало первой ступенью общего образования. ФГОС дошкольного образования дает право  государственным, муниципальным и частным образовательным организациям самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные программы в соответствии с требованиями данного документа и с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования.

Изменение государственной нормативно-правовой базы дошкольного образования потребовало внесения определенных корректировок в структуру и содержание православного компонента дошкольного образования («Православный компонент к структуре основной образовательной программы дошкольного образования» утвержден 12.11.2012 Председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации).

Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования (далее «Православный компонент дошкольного образования») позволит православным дошкольным образовательным организациям разрабатывать на его основе собственные программы, а также даст возможность государственным и муниципальным дошкольным образовательным организациям лучше ориентироваться в подборе материала по духовно-нравственному воспитанию, повысить значимость взаимодействия Церкви, семьи, детского сада, осуществлять непрерывность и преемственность процесса духовно-нравственного воспитания с начальным общим образованием.

«Православный компонент дошкольного образования» разработан с учетом «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 года.

«Православный компонент дошкольного образования» является дополнением к «Стандарту православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации», утвержденного решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля 2011 года.

«Православный компонент дошкольного образования» решает следующие задачи:

  • формирование личности ребенка путем приобщения к традиционным духовным ценностям, устремленной к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке – Иисусе Христе;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • создание воспитательной среды, способствующей духовному развитию ребенка, в соответствии с возрастными, индивидуальными, психологическими и физиологическими особенностями детей и исключающими умственные и физические перегрузки;
  • развитие нравственных качеств, таких как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие, доброжелательность, отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей и пр.;
  • привитие интереса, уважения к другим культурам для всестороннего развития ребенка;
  • развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нормах христианской этики;
  • воспитание уважительного отношения к труду как заповеданной человеку обязанности, привитие чувства благодарности к людям за их труд, умение трудиться в коллективе и для коллектива.

«Православный компонент дошкольного образования» реализуется на основании принципов:

  • Христоцентричности;
  • экклесиоцентричности;
  • единства Церкви, семьи и дошкольного образовательного учреждения в духовно-нравственном воспитании детей;
  • построения уклада жизни образовательной организации на основе православных ценностей и традиций, способствующего решению вышеуказанных задач;
  • целостности и непрерывности педагогического процесса воспитания и обучения детей до поступления в начальную школу и преемственных связей с ней;
  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • учета региональных особенностей, культурных традиций.

«Православный компонент дошкольного образования» призван удовлетворить запросы в сфере образования православных родителей (законных представителей детей), для которых развитие религиозного самосознания их детей и воспитание в духе исторически сложившихся православных традиций является важнейшим компонентом образования.

Введение и реализация «Православного компонента дошкольного образования» обеспечит:

  • возрождение и сохранение традиционных духовно-нравственных и культурных идеалов, ценностей в современном обществе;
  • духовную безопасность личности, семьи и общества;
  • консолидацию общества на основе уважения, взаимопонимания и доверия друг к другу людей разных исповеданий.

«Православный компонент дошкольного образования» разработан для:

  • православных дошкольных образовательных организаций;
  • православных групп на базе государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений;
  • семейных детских садов;
  • семейного воспитания;
  • воскресных школ;
  • центров и клубов по духовно-нравственному воспитанию детей и педагогическому сопровождению родителей.

«Православный компонент дошкольного образования» как приоритетное направление на добровольной основе (по согласию педагогического коллектива и родителей (законных представителей) также может быть использован в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

I. Общие положения

    1. «Православный компонент дошкольного образования» (для конфессиональных дошкольных образовательных организаций) – это элемент системы непрерывного православного воспитания, который реализуется через внедрение в основную образовательную программу и представляет собой совокупность требований, обязательных при ее реализации, а также определяет степень участия Русской Православной Церкви как субъекта образовательного процесса, выполняющего социальный заказ семьи на воспитание детей на православных ценностях.
    2. «Православный компонент дошкольного образования» предназначен для дошкольных образовательных организаций, учрежденных религиозными организациями Русской Православной Церкви, а также для других, учрежденных иными юридическими и физическими лицами, образовательных организаций, выбирающих его как основу духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания.
    3. «Православный компонент дошкольного образования» включает в себя требования к его структуре и объему, условиям реализации и результатам освоения.
    4. Требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения «Православного компонента дошкольного образования» учитывают возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
    5. Введение «Православного компонента дошкольного образования» как системы непрерывного православного образования на территории Российской Федерации позволит целенаправленно решать задачи преемственности с начальным общим образованием в деле православного воспитания подрастающего поколения.

II. Требования к структуре «Православного компонента к основной образовательной программе дошкольного образования»

2.1. «Православный компонент дошкольного образования» встраивается в образовательные области основной образовательной программы: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие и часть, формируемую участниками образовательного процесса как приоритетное направление, возможность свободного вариативного использования программ духовно-нравственного воспитания в соответствии со спецификой культурных и иных условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

2.2. Содержание «Православного компонента дошкольного образования» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на решение следующих задач:

  • дать детям представление о том, что миром вокруг нас управляет Господь Вседержитель;
  • воспитывать чувства уважения и любви к родителям;
  • ребенок должен знать о родословной своей семьи, о своих обязанностях по отношению к родителям, о послушании как Божественном установлении;
  • помогать ребенку правильно выстраивать отношения в детском коллективе;
  • прививать навыки служения ближнему, прощать и просить прощения, воспитывать чувства совестливости и стыда;
  • познакомить детей с «Золотым правилом нравственности» («И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Мф. 7:12);
  • пробудить в детях желание подражать святым и подвижникам благочестия, исправляя в себе негативные качества, такие как ложь, жестокость, жадность и т.д.;
  • укрепить в детях веру в любовь и мудрость Творца. С самого раннего возраста приучать ребенка к молитве и пониманию того, что Бог нас любит, о нас заботится;
  • познакомить детей с заповедями Божиими (не предлагая их заучивать, разъяснять их смысл подробно, на конкретных примерах);
  • научить детей некоторым молитвам: «Господи, спаси и сохрани!», «Господи, благослови!», «Слава Тебе, Господи!», «Благодарю Тебя, Господи!», «Пресвятая Богородица, спаси нас!», «Святый угодниче Божий (имя небесного покровителя), моли Бога о мне!» и другим;
  • рассказывать детям и о Кресте Господнем;
  • научить детей накладывать крестное знамение с верой и благоговением;
  • формировать навык молитвы за близких людей, особенно в тех случаях, когда им нужна помощь;
  • объяснять детям необходимость молитвы и за тех, кто вызывает у них негативные чувства, научить просить прощения друг у друга за нанесенные обиды;
  • прививать навык молиться перед началом всякого дела, призывая Божию помощь и благословение;
  • дать ребенку понятие об Ангеле-Хранителе, дарованном Богом каждому человеку, который оберегает от опасностей и всякого зла;
  • дать ребенку представление о церковнослужителях и священнослужителях (священниках, диаконах, певчих и т.д.) как людях, служащих в Церкви;
  • прививать культуру поведения в храме и общения со священнослужителями (умение обращаться к ним, брать благословение);
  • приучать детей к звучанию церковнославянского языка, объяснять, что это язык богослужения;
  • формировать культуру речи, пополнять словарный запас нравственными понятиями (добро, зло, грех, молитва, святость и т.д.);
  • приучать детей к труду, объясняя, что Бог заповедал человеку трудиться, что труд помогает улучшить мир вокруг нас. Приводить примеры, показывающие, что все создания Божии трудятся, следуя воле Творца, и приносят пользу окружающему миру. Содействовать развитию у детей трудолюбия и полезных навыков;
  • воспитывать у детей уважительное отношение к результатам чужого труда.

2.3. Содержание «Православного компонента дошкольного образования» образовательной области «Познание» направлено на решение следующих задач:

  • побудить детей к познанию Бога, ангелов и святых;
  • рассказывать о заповедях, храме и богослужении в соответствии с возрастными особенностями. Важно не перегрузить детей информацией, а пробудить в них чувства любви, добра, сочувствия, благоговения и благодарности;
  • расширить представление детей о мире как творении Божием, формировать целостное православное мировосприятие на каждой возрастной ступени;
  • дать основы знаний об Иисусе Христе как Богочеловеке, Сыне Божием, который родился на земле, претерпел страдания, умер и воскрес из мертвых ради спасения людей;
  • дать начальные знания о событиях и значении праздников Рождества Христова, Богоявления, Пасхи и других.

2.4. Содержание «Православного компонента дошкольного образования» образовательной области «Развитие речи» направлено на решение следующих задач:

  • формировать отношение к Библии (Ветхому и Новому Завету) как к священной книге, через которую Бог говорит нам о Себе. Уделять внимание чтению адаптированных для детского возраста текстов из Священного Писания;
  • развивать умение детей размышлять на духовно-нравственные темы на основе прочитанного материала, высказывать свои суждения о содержании прочитанного текста, стихотворений, иллюстраций и др.;
  • формировать интерес и потребность в чтении, воспитывать читателя, способного к сопереживанию героям книги, душевному отклику к полюбившимся персонажам, отождествлять себя с основными событиями книги;
  • развивать у детей чувство радостного восприятия мира;
  • совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, умение интонацией, жестом, мимикой передавать свое отношение к содержанию литературной фразы и др.).

2.5. Содержание «Православного компонента дошкольного образования» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на решение следующих задач:

  • развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • прививать художественный вкус к творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Разъяснять детям, что самые красивые образцы творческой деятельности получаются тогда, когда человек трудится с молитвой и верой, когда он пытается воспроизводить в своих работах красоту Божиего мира;
  • воспитывать в детях отношение к изобразительному искусству и другим видам творчества как к отражению красоты окружающего мира, созданного Богом;
  • формировать отношение к иконе как к святыне, особому виду художественного творчества, к которому надо относиться с благоговением и почитанием. Давать первые знания об отличии икон от иных произведений искусства;
  • развивать творческие задатки ребенка, таланты, дарованные ему Богом;
  • закреплять понимание ценности и пользы творческого труда, используя его результаты в повседневной жизни, например: украшение поделками, подарками, рисунками групповых комнат, залов, а также их применение в ходе детских праздников и мероприятий;
  • познакомить детей с иконописью и народными ремеслами (гончарным делом, изобразительным искусством и др.).
  • приобщать детей к музыкальной культуре на основе знакомства с произведениями классической, духовной, народной музыки; разучивать с ними на музыкальных занятиях песни духовно-нравственного содержания;
  • доносить до детей мысль о том, что духовные песнопения исполняются не только для людей, но и для Бога, Его Пречистой Матери и святых, что и ангелы поют Богу хвалебные песни;
  • раскрывать детям особенности духовной музыки.

2.6. Содержание «Православного компонента дошкольного образования» образовательной области «Здоровье» направлено на решение следующих задач:

  • побуждать ребенка разумно относиться к своему здоровью;
  • воспитывать послушание и уважение к родителям и воспитателям, которым Бог вручил заботу о здоровье детей;
  • приучать детей к соблюдению правил и традиций, служащих сохранению и укреплению здоровья: к личной гигиене, закаливанию, физической активности, правильному питанию и т.д.
  • приобщать родителей к жизни детского сада, поскольку семья и детский сад должны совместно заботиться о духовном и физическом здоровье детей;
  • раскрывать взаимосвязь физического и духовного здоровья; закалять волю, учить воздержанию, организованности и собранности.

2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами «Православного компонента дошкольного образования» и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности и др.).

2.8. «Православный компонент дошкольного образования» определяет основные аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста, а именно:

православную предметно-пространственную развивающую образовательную среду,

  • иерархический характер взаимодействия со взрослыми;
  • соборный характер взаимодействия с другими детьми;
  • ценностно-ориентированную систему отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

2.9. Содержание «Православного компонента дошкольного образования» в части Программы, формируемой участниками образовательного процесса, предполагает введение учебного курса «Основы православной культуры» (название может варьироваться), главной задачей которого будет формирование основ православного мировосприятия через преподавание детям знаний о Боге, православной вере, мире и человеке и других понятиях с учетом возрастных особенностей детей.

2.10. «Православный компонент дошкольного образования» встраивается в три раздела основной образовательной программы дошкольного образования: «Целевой», «Содержательный», «Организационный».

2.10.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения компонента. Пояснительная записка должна раскрывать:

  • цели и задачи реализации «Православного компонента дошкольного образования»;
  • принципы и подходы к формированию «Православного компонента дошкольного образования»;
  • значимые для разработки и реализации «Православного компонента дошкольного образования» характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста в контексте православной педагогики и антропологии.

Планируемые результаты освоения «Православного компонента дошкольного образования» конкретизируют требования к целевым ориентирам дошкольного образования.

2.10.2.Содержательный раздел включает описание деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях (п.п. 2.2., 2.3., 2.4., 2.5., 2.6.) с учетом методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

2.10.3. Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения «Православного компонента дошкольного образования», обеспеченности материалами и средствами обучения и воспитания, включает распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

2.11. «Православный компонент дошкольного образования» содержит краткую презентацию. Текст презентации должен быть ориентирован на родителей (законных представителей) и доступен для ознакомления.

В краткой презентации «Православного компонента дошкольного образования» должны быть указаны:

  • возрастные особенности детей;
  • используемые программы;
  • характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

III. Требования к условиям реализации «Православного компонента к основной общеобразовательной программе дошкольного образования»

Требования к условиям реализации «Православного компонента дошкольного образования» включают требования к психолого-педагогическим, педагогическим кадрам, развивающей предметно-пространственной среде.

3.1. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации «Православного компонента дошкольного образования»:

  • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • духовно-нравственное развитие личности ребенка, выявление и развитие его способностей, раскрытие творческого потенциала;
  • охрана и укрепление духовного, физического, психологического и социального здоровья воспитанников;
  • поддержка взрослыми положительного, жизнеутверждающего, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности;
  • взаимодействие педагога с семьей как малой Церковью, укрепляющее навыки христианского благочестия и добродетельной жизни, деятельное включение семьи в воспитательно-образовательный процесс;
  • использование современных инновационных технологий;
  • обновление методик и технологий реализации «Православного компонента дошкольного образования» с учетом достижений науки и практики в области дошкольного образования и запросов родителей (законных представителей);
  • стимулирование профессионального роста педагогических кадров;
  • развитие педагогических способностей как дара Божия;
  • усвоение полученных знаний, их доступность и открытость для воспитанников и их родителей;
  • участие родителей, педагогических работников в разработке программ православного дошкольного образования, проектировании и развитии воспитательно-образовательной среды;
  • представление информации о реализации «Православного компонента дошкольного образования» семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности.

3.2. При реализации «Православного компонента дошкольного образования» может проводиться индивидуальная оценка развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащего в основе их дальнейшего планирования).

3.3. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическаие требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 266 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).

3.4. Требования к развивающей предметно-пространственной среде:

  • создание образовательного пространства дошкольной образовательной организации, группы, а также территории, прилегающей к ним, обеспечение материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учетом воспитания детей на нравственных ценностях и обеспечивающих их свободный выбор;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • создание содержательно-насыщенной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной среды для детей с учетом их возрастных особенностей;
  • наличие в организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.) для икон, православной литературы, игрушек и игр на темы православных праздников и библейских сюжетов, используемых при проведении различных видов игр;
  • приобщение детей к молитве как к естественной форме богообщения;
  • создание социальной микросреды, помогающей ребенку активно общаться со сверстниками, преодолевать трудности, приобретать и закреплять знания и навыки, воспринимать группу как сообщество друзей;
  • использование учебно-методической литературы для обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей, имеющей гриф Синодального отдела религиозного образования и катехизации или Издательского совета Русской Православной Церкви;
  • обеспечение программно-методическими пособиями с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и другими дидактическими материалами по образовательной деятельности;
  • наличие библиотеки, укомплектованной книгами вероучительного содержания, книгами Священного Писания, святоотеческой литературой, литературой по православной педагогике, научно-популярной и детской православной художественной литературой, словарями и справочниками, детской художественной и научно-популярной литературой, справочно-библиографическими и периодическими изданиями, сопровождающими учебно-воспитательный процесс;
  • получение информации, необходимой для обеспечения учебного процесса (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.);
  • создание и использование медиатек, аудио- и видеоматериалов по православной тематике.

3.5. Требования к педагогическим кадрам:

  • соответствие квалификации педагогических и руководящих кадров квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н);
  • подготовка/переподготовка педагогических кадров с правом преподавания вероучительных дисциплин (богословские, катехизаторские курсы);
  • систематическое профессиональное развитие педагогических и руководящих работников;
  • исповедание православной веры и воцерковленность.

IV. Требования к результатам освоения «Православного компонента к основной общеобразовательной программе дошкольного образования»

4.1. Требования «Православного компонента дошкольного образования» представляются в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для их сравнения с реальными достижениями детей. Освоение «Православного компонента дошкольного образования» не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

4.2. Планируемые итоговые результаты освоения детьми содержания «Православного компонента дошкольного образования»:

  • вера и любовь к Богу и ближним;
  • осознание Бога как Творца, что Бог есть Любовь;
  • представление о Церкви Христовой как доме, знание главных событий Священного Писания (сотворение мира, история Всемирного потопа, жизнеописание пророка Моисея, главные события земной жизни Господа Иисуса Христа);
  • знание основных заповедей Божиих;
  • знание жития своего небесного покровителя, святых, почитаемых в храме, в семье;
  • начальные знания о молитве: где, когда и как надо молиться;
  • умение накладывать крестное знамение;
  • умение различать образы Спасителя, Божией Матери и святых;
  • знание основных традиций главных православных праздников;
  • умение петь простые молитвенные песнопения;
  • регулярное участие в церковных Таинствах;
  • наличие бережного отношения к здоровью как дару Божиему;
  • умение объяснить значение поста;
  • наличие и практическая реализация навыков совместного творчества и соработничества;
  • умение давать нравственную оценку своим поступкам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.