Православный компонент к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Православный компонент к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (для православного дошкольного образовательного учреждения на территории Российской Федерации)

Приложение к «Стандарту православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации» утвержденного решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля 2011 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Приобщение детей к православной культуре, традициям, христианскому образу жизни является одним из приоритетных направлений деятельности Русской Православной Церкви. Начиная c 90-х годов прошлого столетия, в России появилась возможность создания православных детских садов, а также православных групп и факультативов на базе государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

Церковь этому вопросу уделяет большое внимание. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях отметил, что «детские сады, воскресные школы, православные гимназии, вузы должны стать единой, непрерывной системой православного образования, адекватно отвечающей на актуальные запросы жизни». Православное дошкольное воспитание становится самостоятельным направлением в системе общего образования. Созданы десятки программ и методических рекомендаций по духовно-нравственному воспитанию для детского сада и семьи. Наработан и обобщен немалый практический опыт православного воспитания детей. В настоящее время растет интерес со стороны руководителей и педагогов светских учреждений, а также со стороны родителей к вопросу воспитания детей на православных ценностях. Все чаще к педагогам обращаются родители с пожеланием ввести в образовательную программу духовно — нравственную составляющую.

За последние годы возросло внимание государства к дошкольному образованию. В Послании Президента РФ Федеральному собранию 30 ноября 2010 года говорится «о необходимости поддержки формы дошкольного образования, в том числе через систему негосударственных детских учреждений». Согласно изменениям от 28 февраля 2012 г. в Федеральном законе «Об образовании» «негосударственные образовательные учреждения получат финансовое обеспечение в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений». Данное нововведение даст возможность увеличить количество православных детских садов, государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений, интегрирующих духовно-нравственный компонент в воспитательно-образовательный процесс.

Введение Православного компонента дошкольного образования позволит не только православным, но и светским детским садам лучше ориентироваться в подборе материала по воспитанию детей на православных ценностях, актуализировать значение взаимодействия педагогов детского сада с родителями в вопросах воспитания детей, улучшить качество труда воспитателей и осуществить непрерывность и преемственность процесса духовно-нравственного воспитания на всех ступенях общего образования.

Православный компонент дошкольного образования разработан с учетом «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации 23 ноября 2009 года. Этот документ является дополнением к «Стандарту православного компонента начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации», утвержденного решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля 2011 года, который разработан с учетом «Положения о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви образовательным организациям, реализующим программы общего образования, начального и среднего профессионального образования», утвержденного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 28 ноября 2010 года.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Православный компонент дошкольного образования разработан:

  • для православных детских садов;
  • для православных групп на базе государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений;
  • семейных детских садов;
  • воскресных школ;
  • центров  и клубов по духовно-нравственному воспитанию детей и педагогическому сопровождению родителей.

Православный компонент дошкольного образования как видовое приоритетное направление на добровольной основе (по согласию педагогического коллектива и заявлению родителей или лиц, их замещающих) также может быть использован:

  • в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

1.2. Православный компонент дошкольного образования разработан с учетом «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации 23 ноября 2009 года.

1.3. Православный компонент дошкольного образования определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлен на духовно-нравственное, социальное, личностное и психологическое развитие детей, содействует формированию соответствующей развивающей среды, православного уклада жизни в детском саду, способствующего решению задач обучения, воспитания и развития детей на традиционных ценностях.

1.4. Православный компонент дошкольного образования включает содержание образовательной деятельности в обязательную часть основной общеобразовательной программы и часть, формируемую участниками образовательного процесса как приоритетное направление с учетом региональных, культурных, демографических и иных условий.

1.5. Православный компонент дошкольного образования учитывает все виды детской деятельности в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

1.6. Православный компонент дошкольного образования решает следующие задачи:

  • формирование личности ребенка путем приобщения к традиционным духовным ценностям России, устремленной к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке – Иисусе Христе;
  • создание воспитательной среды, способствующей духовному развитию ребенка и исключающей умственные и физические перегрузки;
  • развитие таких нравственных качеств как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие, доброжелательность, отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей и др.;
  • привитие интереса, уважения к другим культурам для всестороннего развития ребенка;
  • развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нормах христианской этики;
  • воспитание уважительного отношения к труду как заповеданной человеку обязанности, привитие чувства благодарности к людям за их труд, умение трудиться в коллективе и для коллектива.

1.7. Православный компонент дошкольного образования реализуется на основании принципов:

  • Христоцентричности;
  • единства Церкви, семьи и дошкольного образовательного учреждения в деле духовно-нравственного развития детей;
  • целостности и непрерывности педагогического процесса воспитания и обучения детей c раннего возраста до выпуска в школу и преемственных связей с ней;
  • учета региональных особенностей, культурных традиций.

 

2. Требования к структуре Православного компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования

2.1. Православный компонент дошкольного образования встраивается:

  • в обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования в следующие образовательные области: («Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»);
  • в часть, формируемую участниками образовательного процесса как приоритетное направление, возможность свободного вариативного использования программ духовно-нравственного воспитания в соответствии со спецификой культурных и иных условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Максимальная учебная нагрузка на детей в разных возрастных группах должна соответствовать требованиям СанПиН: санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 91 от 22.07.2010 года).

2.2. Общий объем содержания Православного компонента дошкольного образования разрабатывается в соответствии с возрастом детей и реализуется в ходе:

  • различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, творческой, музыкально-художественной, чтения);
  • организации режима дня детей;
  • самостоятельной деятельности детей;
  • взаимодействия с семьями по вопросам воспитания и обучения детей.

2.3. Православный компонент дошкольного образования интегрируется в следующие разделы основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

  • пояснительную записку;
  • организацию режима дня детей;
  • духовно-нравственное содержание образовательных областей: «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
  • планируемые результаты: развитие личности ребенка, освоение детьми содержания программы Православного компонента дошкольного образования;
  • систему показателей достижения детьми планируемых результатов освоения содержания Православного компонента дошкольного образования.

 

3Требования к разделам Православного компонента дошкольного образования Основной общеобразовательной программы дошкольного образования

3.1. В Пояснительной записке говорится о том, что основной целью Православного компонента дошкольного образования является приобщение ребенка к  ценностям и традициям православия, а также целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника, которое осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач:

  • обучающие задачи направлены на открытие и познание ребенком окружающего мира (дать первые понятия о Боге, вере и человеке, о мироустроении, культуре народа, Православной Церкви и православном храме, о семье как «малой Церкви» и др.);
  • воспитательные задачи должны заложить основы духовного опыта ребенка, нравственного сознания и поведения (воспитывать чувство сопричастности к жизни Церкви, заложить основы христианского образа жизни, благоговения к святыням, чувства любви и уважения к своему краю, Родине, своему народу и его культуре, уважительного отношения к старшим по возрасту, умение заботиться и опекать младших, бережно относиться к природе и др.);
  • развивающие задачи направлены на формирование внутреннего мира ребенка (совестливости) и навыка самоанализа собственных поступков путем приобщения к духовно- нравственным ценностям.

3.2. Организация режима дня детей в православном образовательном дошкольном учреждении реализуется с учетом возрастных особенностей детей, состояния их здоровья при проведении разных видов детской деятельности: игровой как ведущей деятельности, учебной, трудовой и др., а также способствовать к приобщению детей к молитве как к естественной форме богообщения.

Основным условием организации жизни детей в группе детского сада является создание социальной микросреды, помогающей ребенку активно общаться со сверстниками, преодолевать трудности, приобретать и закреплять знания и навыки, воспринимать группу как сообщество друзей. Немаловажным является взаимодействие педагогов детского сада с родителями в целях осуществления полноценного развития ребенка (чтобы семья и детский сад дополняли друг друга), так как каждый ребенок есть единственная и неповторимая личность.

Другим важным условием организации жизни детей является предметно-развивающая среда. В православном детском саду отводится место для икон, а в групповых комнатах – место для православной литературы, для игрушек и игр на темы православных праздников и библейских сюжетов, используемых при проведении сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических и других видов игр.

При организации режима дня в детском саду необходимо соблюдать требования СанПиН (см. п. 2.1.).

3.3. Содержание Православного компонента дошкольного образования интегрируется в следующие образовательные области: «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

3.3.1. Содержание Православного компонента дошкольного образования образовательной области «Здоровье» направлено на решение следующих задач:

  • побуждать ребенка разумно относиться к своему здоровью;
  • воспитывать послушание и уважение к родителям и воспитателям, которым Бог вручил заботу о здоровье детей;
  • приучать детей к соблюдению правил и традиций, служащих сохранению и укреплению здоровья: к личной гигиене, закаливанию, физической активности, правильному питанию и т.д.

3.3.2. Содержание Православного компонента дошкольного образования образовательной области «Безопасность» направлено на решение следующих задач:

  • укрепить в детях веру в любовь и мудрость Творца. С самого раннего возраста приучать ребенка к молитве и пониманию того, что Бог нас любит, заботится;
  • познакомить детей с заповедями Божьими (не предлагая их заучивать, разъяснять их смысл подробно, на конкретных примерах);
  • научить детей накладывать крестное знамение с верой и благоговением; рассказывать детям о Кресте Господнем и крестном знамении;
  • дать ребенку понятие об Ангеле — хранителе, дарованным Богом каждому человеку, который оберегает от опасностей и всякого зла, уточняя при этом, что человек должен стараться избегать мест и ситуаций, опасных для жизни и здоровья;
  • создать условия для позитивного эмоционального восприятия ребенком общего социального фона, развивать чувство дружбы, гармонии с окружающими детьми и взрослыми, объяснять необходимость молитвы, когда тяжело или страшно;
  • оградить детей, в целях профилактики и охраны их духовного и физического здоровья, от использования недоброкачественных игрушек, игр и пособий, имеющих агрессивную направленность, а также ограничить их от воздействия СМИ (в том числе сеть Интернет), негативно влияющих на духовно-нравственное и психо-эмоциональное развитие ребенка;
  • формировать у детей представления о человеке как любимом создании Божием, которому поручено беречь и охранять окружающий мир, заботиться о нем. Ребенок должен  научиться понимать, что человеку заповедано беречь и охранять окружающий мир, с любовью относиться к природе – растениям, животным, помогать им. Следует больше рассказывать о том, как прекрасен и премудро устроен мир – творение Божие.

3.3.3. Содержание Православного компонента дошкольного образования образовательной области «Социализация» направлено на решение следующих задач:

  • дать детям представление о том, что миром вокруг нас управляет Господь Вседержитель;
  • воспитывать чувства уважения и любви к родителям. Ребенок должен знать о родословной своей семьи, о своих обязанностях по отношению к родителям, о послушании как Божественном установлении;
  • помогать ребенку правильно выстраивать отношения в детском коллективе. Прививать навыки служения ближнему, прощать и просить прощения, воспитывать чувства совестливости и стыда. Познакомить детей с «Золотым правилом нравственности» (относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе);
  • пробудить у детей желание подражать святым и подвижникам благочестия, исправляя в себе такие негативные качества, как ложь, жестокость, жадность и т.д.;
  • приобщить родителей к жизни детского сада, поскольку семья и детский сад взаимосвязаны друг с другом.

3.3.4. Содержание Православного компонента дошкольного образования образовательной области «Труд» направлено на решение следующих задач:

  • приучать детей к труду, объясняя, что Бог заповедал человеку трудиться, что труд помогает улучшить мир вокруг нас. Показать на примерах, что все создания Божии трудятся, следуя воле Творца, и приносят пользу окружающему миру. Содействовать развитию у детей трудолюбия и полезных навыков;
  • воспитывать у детей уважительное отношение к результатам чужого труда;
  • прививать навык молиться перед началом всякого дела, призывая Божию помощь и благословение;
  • дать детям понятие, что молитва – это духовный труд, поэтому к молитве надо относиться с усердием и без лености, благоговейно накладывать крестное знамение;
  • формировать представление о церковнослужителях и священнослужителях (священниках, диаконах, алтарниках, певчих и т.д.) как людях, служащих в Церкви;
  • познакомить детей с иконописью и народными ремеслами (гончарным делом, изобразительным искусством и др.).

3.3.5. Содержание Православного компонента дошкольного образования образовательной области «Познание» направлено на решение следующих задач:

  • побудить детей к познанию Бога, ангелов и святых. Рассказывать о заповедях,  храме и богослужении в соответствии с возрастными особенностями. Важно не перегрузить детей информацией, а пробудить в них чувства любви, добра, сочувствия, благоговения и благодарности;
  • расширить представления детей о мире как творении Божием, формировать целостное православное мировоззрение на каждой возрастной ступени;
  • дать основы знаний об Иисусе Христе как Богочеловеке, Сыне Божием, Который родился на земле, претерпел страдания, умер и воскрес из мертвых ради любви к людям;
  • дать начальные знания о событиях и значении праздников Рождества Христова, Богоявления, Пасхи и других.

3.3.6. Содержание Православного компонента дошкольного образования образовательной области «Коммуникация» направлено на решение следующих задач:

  • развивать навыки доброжелательного общения со сверстниками;
  • научить детей некоторым молитвам: «Господи, спаси и сохрани!», «Господи, благослови!», «Слава Тебе, Господи!», «Благодарю Тебя, Господи!», «Пресвятая Богородица, спаси нас!», «Святый угодниче Божий» (имя небесного покровителя), моли Бога о мне!» и  другим;
  • воспитывать навык молитвы за близких людей, особенно в тех случаях, когда им нужна помощь. Объяснять детям необходимость молитвы и за тех, кто вызывает у них негативные чувства, научить просить прощения друг у друга за нанесенные обиды;
  • воспитывать у детей навык слушать и слышать другого человека;
  • приучать к культуре поведения в храме и общению со священнослужителями (умение обращаться, брать благословение);
  • приучать детей к звучанию церковнославянского языка, объяснять, что это язык богослужения;
  • формировать культуру речи, пополнять словарный запас нравственными понятиями (добро, зло, грех, молитва, храм, святость и т.д.).

3.3.7. Содержание Православного компонента дошкольного образования образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на решение следующих задач:

  • формировать отношение к Библии (Ветхому и Новому Завету) как к священной книге, через которую Бог говорит нам о Себе; уделять внимание чтению адаптированных для детского возраста текстов из Священного Писания;
  • развивать умение детей размышлять на духовно-нравственные темы на основе прочитанного материала, высказывать свои суждения о содержании прочитанного текста, стихотворений, иллюстраций и др.

3.3.8. Содержание Православного компонента дошкольного образования образовательной области «Художественное творчество» направлено на решение следующих задач:

  • прививать художественный вкус в ходе творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд и т.д.). Разъяснять детям, что самые красивые образцы творческой деятельности получаются тогда, когда человек творит с молитвой и верой, когда он воспроизводит в своих работах красоту Божьего творения;
  • воспитывать в детях отношение к изобразительному искусству и другим видам творчества как к отражению красоты окружающего мира, созданного Богом;
  • формировать отношение к иконе как к святыне, особому виду художественного творчества, к которому надо относиться с благоговением и почитанием; давать первые знания об отличии икон от иных произведений искусства;
  • развивать творческие задатки ребенка, таланты, дарованные ему Богом;
  • закреплять понимание ценности и пользы творческого труда, используя его результаты в повседневной жизни, например: украшение поделками, подарками, рисунками групповых комнат, залов, а также их применение в ходе детских праздников и мероприятий.

3.3.9. Содержание Православного компонента дошкольного образования образовательной области «Музыка» направлено на решение следующих задач:

  • приобщать детей к музыкальной культуре на основе знакомства с произведениями классической, духовной, народной музыки; разучивать с ними в ходе музыкальных занятий песни духовно-нравственного содержания;
  • доносить до детей мысль о том, что духовные песнопения исполняются не только для людей, но и для Бога, Его Пречистой Матери и святых, что и ангелы поют Богу хвалебные песни;
  • воспитывать у детей умение чувствовать характер духовной музыки.

 

4. Содержание Православного компонента дошкольного образования в части Основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса

4.1. Содержание Православного компонента дошкольного образования в части Программы, формируемой участниками образовательного процесса, предполагает введение учебно-методического пособия «Основы православной культуры» (название пособия может варьироваться), главной задачей которого будет формирование основ православного мировосприятия через преподавание детям знаний о Боге, православной вере, мире и человеке и других понятиях, которые рекомендованы в разделе 3.3. данного Компонента, с учетом возрастных особенностей детей.

 

5. Планируемые результаты освоения детьми содержания Православного компонента дошкольного образования

5.1. Планируемые итоговые результаты освоения детьми содержания Православного компонента дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.

5.2. Планируемые итоговые результаты освоения детьми содержания Православного компонента дошкольного образования:

  • вера и любовь к Богу и ближним;
  • осознание Бога как Творца, что Бог есть Любовь;
  • естественное  и позитивное отношение к православной традиции;
  • представление о Церкви Христовой как доме Божием;
  • представление о Библии как Священной книге, знание главных событий Священного Писания (о сотворении мира, о Ноевом ковчеге, о Моисее, о главных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа);
  • знание основных заповедей Божиих;
  • знание своего небесного покровителя, святых, почитаемых в храме, в семье;
  • начальные знания о молитве: где, когда и как надо молиться;
  • умение накладывать крестное знамение;
  • умение различать образы Спасителя, Божией Матери и святых;
  • знание основных традиций главных православных праздников;
  • умение петь простые молитвенные песнопения;
  • регулярное участие в церковных Таинствах;
  • наличие бережного отношения к здоровью как дару Божиему;
  • умение объяснить значение поста;
  • наличие и практическая реализация навыков совместного творчества и соработничества;
  • умение давать нравственную оценку своим поступкам, разделяя их на хорошие и плохие.

5.3. Промежуточные результаты освоения содержания Православного компонента дошкольного образования раскрывают динамику формирования качеств личности воспитанников в каждый возрастной период освоения содержания Православного компонента.

5.4. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения  содержания Православного компонента дошкольного образования должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов его освоения, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

Комментирование запрещено