Роман Войтишко: «Не надо превращать богослужение в дайджест узнаваемых хитов»

В течении двух дней в Хабаровской духовной семинарии и Спасо-Преображенском кафедральном соборе проходили встречи с катехизатором храма Всемилостивого Спаса в Митино (Москва) Романом Войтишко.

В течении двух дней в Хабаровской духовной семинарии и Спасо-Преображенском кафедральном соборе проходили встречи с катехизатором храма Всемилостивого Спаса в Митино (Москва) Романом Войтишко. Сложно сказать о формате этих встреч, это были не лекции, не диспуты и не мастер-классы. Это было самое живое общение, через которое Роману удалось передать бесценный опыт работы на приходе, в том числе и основанный на уникальной, разработанной им методике катехизации.

Директор по развитию и коммуникации фонда «Предание» (2011-2012 гг), ответcтвенный за работу с молодежью на приходе храма Всемилостивого Спаса в Митино (Москва), катехизатор, главный редактор сайта Свято-Христо-Рождественской Церкви г. Бреста.

— Как Вам пришла идея привнести что-то новое в систему катехизации?

— Меня всегда удручала ситуация при которой наши прихожане крайне редко пользуются тем сокровищем, которое содержится в богослужебном строе. Не говоря уже о целом ряде проблем, связанных с пониманием смысла многих молитв. Начиная от банального преклонения головы на возгласе «оглашенные, главы ваши Господеви приклоните» до таких, ставших комическими фраз, как «отложим по печенью». На клиросе все эти тексты у меня перед глазами и, читая их, я не переставал удивляться, неужели это может быть не интересно?!

Например, стихиры «Плач Адама» – это высочайшего уровня поэзия, которая содержит в себе назидательный смысл, и если эти слова проходят мимо нашего сердца, то значит что-то с нами не так. Когда однажды я попросил своих друзей пересказать хотя бы один тропарь или стихиру после всенощного бдения, никто ничего не смог вспомнить. С одной стороны это внутреннее небрежение, с другой стороны — внешние барьеры: невнятность чтения, плохая акустика, бессмысленное и неоправданное обрезание богослужения, которое превращает его в своеобразный «дайджест узнаваемых хитов».

А ведь все наше богослужение имеет учительскую функцию, ставит черед человеком серьезные вопросы и, что важно, помогает найти ответы на них. Но что, если человек не слышит эти вопросы, не обращает их внутрь себя?!

Вместе со своими друзьями я стал задумываться о том, как можно помочь в ситуации, когда возникают серьезные барьеры у прихожан в восприятии богослужебного строя. Устроить курс Литургики? Не всем это по силам. Важно было найти такой подход, который бы, с одной стороны, трогал сердце человека, с другой стороны, возбуждал интерес к дальнейшей самостоятельной работе.

-На кого рассчитан курс занятий по изучению богослужения?

— Целевая основная аудитория – это люди, которые желают не быть статистами, пассивными, сторонними наблюдателями в храме. Те, кто хотят своего дальнейшего развития в Церкви.

-Возможно ли преуспеть в духовной жизни только изучая богослужение и не ведет ли обилие информации к превозношению?

— Главное в этом курсе – это не «накачка» мозгов информацией, ведь голова может быть большой, как глобус, а сердце, как грецкий орех. Это не наша история. Курс ориентирован на передачу того духовного опыта, который излагается Святыми Отцами в богослужебном строе. Стихиры, тексты канонов, молитвы передают важнейший смысл устроения духовной жизни человека. Это не техническая информация – как склонять голову, в какой момент креститься, это важнейшее наставление о том, как быть христианином. Фактически, это пересказ Евангелия, только другим способом. Евангелие – это же не просто печатный текст, это образ жизни. Святые Отцы жили им и изложили прямое свидетельство о Евангелии в богослужебных текстах. Соприкасаясь с этими текстами человек должен задать себе вопрос – а живу ли я так? И если слова молитв «пробалтываются» или «замыливаются», то какой тогда становится моя жизнь?

Святитель Игнатий Брянчанинов и другие святые отцы говорит о том, что внимание – это душа молитвы. Без внимания – это разговор на ветер.

— Как я поняла, побывав на ваших занятиях, основа метода – это личностный подход?

— Да, важно пробудить сердце человека. И это совсем непросто. Например, многие люди навыкли говорить, выражать свои мысли и чувства не в категориях личных, от своего имени — то есть конкретного человека, а какого-то абстрактного «МЫ», «НАМ». По сути сохраняя в своем мышлении рудименты советского человека, который привык к ситуации, где все общее и ничье конкретное, где все ответственны, но спросить не с кого и т.д. А Христианство, Православие – это прежде всего личные взаимоотношения с Богом. Это персональная ответственность за свои поступки, слова, свою жизнь. Особенно, если учесть, что на Страшный Суд будут призваны не общества или партии, а личности. И каждый будет пред Богом держать свой ответ.

— Огласительные беседы перед крещением, которые совершаются в более короткие сроки, строятся по такому же принципу?

-Личный подход – это нормальная практика любой катехизации и огласительных бесед. Поэтому часто тем, кто приходит на оглашения я задаю прямые вопросы, например: каковы ваши взаимоотношения с Церковью? И человек тогда уже говорит не о том, что он слышал о православии, он говорит о своей жизни. Важно во время оглашения не только дать информацию, а попытаться к человеку обратиться так, чтобы он осознанно смог войти в полноту церковной жизни.

-Одна из самых серьезных проблем – это проблема кадров. Как на Ваш взгляд можно ее решать?

-Эта проблема стоит перед всей Церковью. Безусловно, нужно использовать потенциал активных и заинтересованных людей. Стоит проблема отбора и воспитания катехизатора. Ведь прежде чем человек услышит от вас о Евангелии, он должен Его увидеть в вас. Увидеть, что в вашем приходе в отношениях между людьми живет любовь, сердечное тепло (помните? — «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:5)). Катехизатор – это не продавец очередной религии, это такой человек, который всегда указывает на Христа. Вот и схиархимандрит Иоаким (Парр) об одном нищем, которого он с братией принял в своем монастыре, сказал: «Этот парень сначала увидел у нас Евангелие, прежде чем о нем услышал». Это очень важные слова.

Ну и кроме того, помимо знаний, безусловное качество, которым должен обладать катехизатор – это деликатность. На таких беседах люди раскрываются и тут очень важно не совершить ошибочных шагов.

— Кроме катехизаторской деятельности вы занимаетесь с молодежью. В связи с последними антицерковными акциями становится заметно, как активно и даже агрессивно молодежь реагирует на них. Изменился ли в последнее время образ православного христианина, и каким он должен быть?

— Я не сторонник активно-агрессивного поведения. Более того, навешивание на людей ярлыков «враг» для христианина недопустимо. Если Господь Иисус Христос побивающим и оплевывающим Его слово осуждения не сказал, то и наша задача сделать так, чтобы люди не восприняли нас, как людей делящих общество на «своих и чужих». Раскол между людьми приносит в этот мир только один «персонаж» — диавол. Не агрессия с нашей стороны должна быть ответом на агрессию в наш адрес. Не погром, в ответ на кощунство. Этим мы ничего не добьемся. Всегда есть «позитивная альтернатива». У молодых людей мощный потенциал и его можно направить в соответствующее русло, а не на погромы под объективами телекамер. Спорт, исторические реконструкции, творчество, помощь в социально важных направлениях. Все это еще и отличная возможность правильно расставлять акценты в жизни молодого человека, и это тоже катехизация.

-Какое у вас сложилось впечатление от посещения Хабаровской епархии?

Здесь созданы удивительно благоприятные условия для развития миссионерской и катехизаторской деятельности. Я рад, что между нами произошел взаимообмен опытом и полезной информацией.

Марина Шабалова (Информационный отдел Хабаровской епархии)

Комментирование запрещено