Символ веры

Символ веры.

Св. Церковь учение откровения о вере изложила в Символе веры.

Символъ веры есть в кратких, но точных словах, изложенное на первых двух вселенских соборах (первый — Никейский был в 325 году, второй —  Константинопольский был в 431 году) учение о том, во что должны веровать христиане; это не­изменный образец изложения веры для христиан всех мест и времен. После бывшие вселенские и поместные соборы призна­вали его всегда неприкосновенным, образцовым изложением веры; по обстоятельствам и потребностям времени на собо­рах были составляемы только догматические определения в объяснение содержащегося в сем символе учения веры.

Символ веры разделяется на 12 членов.

1-й. Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2-й. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3-й. Нас ради человек, и нашего ради Спасения, сшедшаго с небес, и вопло­ти- вшагося от Духа Свята, и Марии Девы, и вочеловечшася.

4-й. Распятаго же за ны при понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5-й. И воскресшаго в третий день по писанием.

6-й. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7-й. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.

8-й. И в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

9-й. Во едину, святую, соборную и Апо­стольскую церковь.

10-й. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11-й. Чаю воскресения мертвых.

12-й. И жизни будущаго века. Аминь.

Учение, заключающееся в Символе веры.

В символе веры предлагается учение: 1) о Боге, едином по существу, но троичном в лицах, 2) как о Творце и Промыслителе, мира, ангелов и человеков, 3) как Спасителе падшаго человека, 4) как освятителе и 5) как совершителе судеб мира.

В сем порядке будет представлено и изложение православных догматов.

Понятие о едином Боге по существу.

Главная, или правильнее — первая истина откровения есть та, что есть Бог, — т. е. самосущий и всесовершенный Дух, единый по существу и троичный по лицам, Творец и Промыслитель мира видимаго и невидимаго. Бог есть Дух, то есть простое, имеющее самобытную личность, Существо, в котором нет никакой вещественности, ни сложности, ни деления, ни перемены. Бог есть Дух (Иоан. 4, 24); Господь Дух есть (2 Кор. 3, 17); Божество не сложно; Оно все есть жизнь (Св. Илар.).

Свойства или совершенства Божии и разделение оных.

Что есть Бог Сам в Себе, или в чем состоит Его существо, сего объяснить никто не может. Но приспособительно к разумению человеческому  указываются  в откровении совершенства или свойства Божии.

Свойства Божии, разсматриваемые по отношению к бытию, суть: самобытность, вечность, неизменяемость, вездеприсутствие; по отношению к жизни Божией – по уму всеведение и премудрость, по воле – свобода, всемогущество, святость, благость и правда, по ощущению – блаженство.

Воля Божия.

Воля Божия есть то свойство, по которому Бог хочет всем Своим созданиям единственно только блага и Свое хотение совершает без всяких препятствий и без всякаго затруднения. Бог наш на небесах и на земле; творит все, что хочет. (Псал.113,11). Да хвалят имя Господа, ибо сказал, и они сделались, Он повелел, и сотворились; (Псал.148,5).

Принадлежности воли Божией.

Принадлежности воли Божией суть: свобода, всемогущество, святость и правосудие.

Свобода.

Свобода воли Божией заключается в том, что Бог имеет силу желать и действовать, не встречая ни в чем Себе ни насилия, ни принуждения.

Бог свободно сотворил мир, — творит все, что хочет (Псал.113,11),
Он совершает все только по изволению воли Своей (Еф.1,11).

Причина всего, что Бог сделал, есть воля Его, говорит Блаж.Августин
(на пс.134).

Всемогущество.

Всемогущество воли Божией заключается в том, что Бог может делать все, что хочет и как хочет; но делает только сообразное с Его Божеством, ибо отречься Себя не может (2 Тим. 2,13). Никто и ничто не может воспрепятствовать или остановить на мгновение совершения хотения Его. Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено (Иов.42,2).

Святость.

 Святость воли Божией состоит в том, что Бог действует только на основании высочайших побуждений к добру, в Нем Самом заключающихся, что Он одобряет в тварях только то, что в них согласно с Его Божественным, нравственным законом, т.е. только добро. Будьте святы, потому что Я свят (Лев.11,44. 19,2. 21,8. 1Петр.1,15.16).

Благость.

 Благость Божия есть то свойство, по которому Бог есть Сам в Себе весь любовь и высочайшее добро и имеет безпредельную любовь к своим тварям, в особенности к человекам, и подает им столько добра, сколько они могут вместить. Бог есть любовь (1 Иоан.4,8). Благ Господь ко всем, и щедроты Его — на всех делах Его.(Пс.144,9).

Благость Божия особенно открылась в искуплении падшаго человека чрез воплощение, страдания и смерть Сына Божия, и в ниспослании Духа Святаго.

Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.
(1 Иоан.4,9). Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего (Тит.3,5.6. Иоан.3,16. Римл.8,32).

Правда.

 Правда Божия есть такое свойство в Боге, по которому Он неизменно исполняет законы своей воли и требует от всех тварей, одаренных разумом и свободою, чтобы они неуклонно исполняли Его законы и заповеди, воздает каждому по делам его нелицеприятно, никакого доброго дела  не оставляет без награды и опущения без наказания. Праведен Господь во всех путях Своих (Пс.144,17. сл.Второз. 32,4). Ибо нет лицеприятия у Бога (Римл.2,11). Каждый получит свою награду по своему труду (1 Кор.3,8. Евр.6,10).

«Он и когда осуждает, праведен, и когда милует, праведен. Ибо что справедливее того, как подавать милость просящему» (бл. Августин на Пс.147,13).

Правда Божия ясно открылась в суде Божием над согрешившими ангелами, над падшим родом человеческим, над развращенными царствами и народами и некоторыми из людей; но самым страшным и вместе торжественным образом она откроется при конце мира во второе славное пришествие Христово (Иуд.6).

Блаженство Божие.

 По отношению к ощущению свойство Божией есть блаженство. Блаженство Божие состоит в безконечном наслаждении божественными совершенствами.

Славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено; которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих (1Тим.1,11.6,15. сл.Деян.17,25).

Единство Божие.

Бог есть един и не может быть Бога кроме единаго. Видите ныне, видите, что это Я, Я — и нет Бога, кроме Меня (Втор. 32,39).

Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть (Втор.6,4.слич.Марк.12,29). Ты, Боже, един Ты. (Псал.85,10). Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога (Иоан.17,3. 1Кор.8,4-6). В Символе веры читаем: Верую во единаго Бога.

«Мир един, говорят Святые отцы, один должен быть и творец, следовательно один Бог» (св.Ириней о ерес.3,1), «Многобожие тоже что и безбожие, точно также как многоначалие есть безначалие» (св.Афанасий против язычников).

Учение о Пресвятой Троице.

Бог единый по существу есть троицен в лицах, — Отец, Сын и Святой Дух. Отец есть Бог, Сын есть Бог, Святой Дух есть Бог, но не три Бога; три Божественные лица суть один и тот же Бог, ибо все три лица имеют одно и тоже естество, одно и тоже Божество. Един Бог; сия истина ест основание христианской веры. Но сия самая вера научает нас, что Божественное естество, не переставая быть единым, сообщается от Отца Сыну и Святому Духу. Сия три лица различны между собой: Отец не Сын, не Дух Святой; Сын не Отец, не Дух Святой; Дух Святой не Отец, не сын: но лице Отца, лице Сына, лице Духа Святого имеют одно и тоже Божественное естество, одну власть, одну славу, одно поколение (символ Афанасия Великого).

Пресвятая Троица есть неслиянная, ибо нельзя сливать трех лиц в одно, нераздельная, ибо нельзя разделять трех лиц, имеющих одну Божественную сущность.

При крещении Иисуса Христа ясно Бог открылся, как троичный в лицах (Матф. 3,16-17. слич.Иоан.14,26). Иисус Христос заповедал Апостолам: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Матф.28,19). Святые Апостолы свидетельствуют: благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами (2Кор. 13,13. слич. 1 Иоан.5,7). И в ветхом завете были указания на троичность лиц: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их (Псал.32,6. Быт.1,1-2. 26.3,22.19,24 Псал.2,7.44,8.109,1). Но полное явление тайны Святой Троицы принадлежит новому завету.

О личных свойствах Божиих.

Трем ипостасям, говорит пр.Фаласий, свойственны: Отцу – Отечество, Сыну – Сыновство, Св.Духу – исхождение (Фал. Сот. 2.99. М.1855), т.е. личные свойства, которыми одно лице Пресвятой Троицы отличается от другого суть следующия: Бог Отец не раждается и не исходит ни от кого; Сын раждается от Отца и не исходит ни от кого. Сам Иисус Христос свидетельствует о Себе, что Он принял от Отца жизнь самобытную. Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Иоан.5,26). Дух Святой исходит от единаго Отца. Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ион.15,26). Так как от Бога Отца раждается Сын и происходит Дух Святой, то Бог Отец, как единая вина, называется первым лицем Пресвятой Троицы; второе лице есть Бог Сын; третье Бог Дух Святой (Матф.28,19. 1Иоан.5,7).

Вселенская Церковь всегда исповедывала пресвятую и единосущную и нераздельную Троицу. И ныне так веруют так все христиане. Но латиняне и протестанты погрешают в учении о личном свойстве Духа Святого утверждая, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына. Сие лжеучение опровергается словами самого Господа Иисуса Христа: Утешитель,… Дух истины, Который от Отца исходит (Иоан.15,26), учением всей вселенской Церкви, и многими сочинениями пастырей и учителей вселенской Церкви.

Сотворение мира Богом.

Под сотворением мира разумеется такой действие Бога, которым Он даровал существование всей вне Его сущей совокупности существ, не имеющей в себе начала и причины своего существования.

Мир весь произошел не сам собою, — все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Иоан.1,3 Кол.1,16,17); — не по какому либо случаю, — в начале сотворил Бог небо и землю (Быт.1,1); — не из какой либо материи вечной, но из несуществующего сотворен словом Божиим во времени и со времени: верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое (Евр.11,3). Пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее (Римл.4,17).

Образ творения мира.

Все создано единым мановением единой волей Божией или единым словом Божиим. Ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Псал.32,9. 148,5). Образ действования чрез слово приписывается Богу для выражения величества Его свободы, всемогущества и премудрости. Это вместе указывает на ипостасное Слово Божие, которым создано все (Иоан.1,3. Кол.1,16.17).

Всем трем лицам Божества принадлежит дело творения мира. О Боге Отце говорится: у нас один Бог Отец, из Которого все (1 Кор.8,6); о Сыне Божием, Боге Слова: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Иоан.1,3. Кол.1,16); о Духе Святом: Дух Божий носился над водою (Быт. 1,2. сл.Иов.33,4). В приложении к творению сим изображается такое действие, которым животворящий Дух Святой, ближайшим образом сообщает жизненную силу творимому, не сообщая ем самого существа своего и не смешиваясь с ним.

Св. Василий Великий называет Отца первоначальною причиною сотворенного, Сына – причиною зиждительною, Духа Святого – причиною совершительною (о Св.Духе гл.16, стр.288).

Время сотворения Ангелов.

Прежде всего создан Богом мир невидимый, мир Ангелов. Сказано: Бог сотворил небо и землю (Быт. 1,1). Под небом нельзя здесь разуметь ни воздушное, ни звездное небо, ибо твердь создана во второй и украшена в четвертый день. Здесь надобно разуметь мир невидимый, о создании которого говорит Апостол Павел (Кол.1,16).

Ангелы суть невидимые, духовные существа, сотворенные Богом. Наименование Ангела означает вестник и прилагается в Св.Писании иногда к людям, служащим Богу (Мал.2,7. Матф.11,10. Марк.1,2.Апок.2,1.8,12. 3,1.7,14); но в собственном смысле Ангелами именуются чистые духи, неимеющие тела, невидимые, одаренные разумом и свободною волею.

Ангелы добрые и злые.

Все Ангелы были сотворены Богом совершенными, и весьма многие из них остаются доселе верными Господу, но некоторая часть из них отпала от Бога чрез грех. Первые духи называются добрыми Ангелами, а вторые злыми.

Качество и состояние добрых Ангелов.

Добрые Ангелы имеют высокие нравственные совершенства. Св.Писание называет их святыми и избранными (Матф.25, 31,1. Тим. 5, 21); они всегда видят лице Божие (Матф.18,10), они предстоят престолу Божию (Ис.6,2. Дан.7,10), т.е. наслаждаются блаженным созерцанием славы, и силою Божиею утвердились в добре и блаженстве, по выражению Григория Богослова, как сущие окрест Бога и непосредственно озаряемые Богом.

Падшие духи.

Злые духи сотворены были добрыми, но употребили во зло свою свободу, пали нераскаянно и сделались духами злобы и тьмы. Диавол не устоял в истине – говорит Иисус Христос (Иоан.8,44), некоторые из Ангелов не сохранили своего достоинства – говорит Апостол Иуда (1,6). Св.Григорий Богослов: «денница по светлости, за превозношение стал тьмою с подчиненными ему Богоотступными силами, которые чрез удаление свое от добра стали виновниками зла и нас в оное вовлекают».

Свойства и действия падших духов

Падшие духи в Св.Писании называются духами злыми (Лук.7,21), нечистыми (Матф.10,1.13,43), духами злобы (Еф.6,12), бесами или демонами (Лук.8,30.35), диаволами (Иоан. 8, 44). А главный вождь их называется сатаною (Лук.11, 18. Деян. 5, 3. Иов. 1, 5), веельзевулом (Матф.12, 24-26), велиаром (2 Кор. 6, 15), денницею (Ис. 14, 12), аваддоном или аполлионом (Апок. 9, 11), а обыкновеннее диаволом.

Злые духи имеют хитрый ум, способный измышлять средства для достижения злых целей; они имеют крепость и могущество, почему и называются миродержителями и властями (Еф.6, 11. 12. слич.Иак. 3, 15. 2Кор. 2, 11. 11, 3). Они знают Бога (Иак. 2, 19), предчувствуют время, сколько будет продолжаться власть их (Апок. 12, 12).

Вселенская Церковь выражает свою веру в существование злых духов как в своем учении, так и в своих действиях. Например, когда при крещении она делает заклинания против диавола и так же повторяя молитву Господню молится об освобождении от его власти: избави нас от лукавого.

Действия злых духов на душу людей.

Злые духи исполнены ненависти к Богу и ко всему доброму, лукавства и злобы; стремятся внести всюду безпорядок, беззаконие, зло. Они овладевают душою человека (Иоан. 13, 2) и действуют на нее невидимо, злобно; влагают худые мысли, нечистые желания и чувствования; они лукаво действуют и чрез людей, разными средствами  располагая их противодействовать вере и спасению других людей. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр. 5, 8).

на тело:

демоны могут действовать и на тело, более или менее чувствительным образом. Читаем в Евангелии, что Иисус Христос изгонял демонов из тех, которыми они овладевали, и что Он и Своим ученикам дал власть изгонять демонов (Марк. 16, 17). Апостолы и исцеляли многих бесноватых, т.е. одержимых демонами (Деян. 16, 16. 19, 12. 15, 16).

Участь злых духов.

 

Злые духи так глубоко пали, что никогда не возстанут. Они блюдутся на суд великого дня (Иуд. 6), связанные узами мрака (2 Петр. 2, 4). Посему они находятся в мучительном состоянии, трепещут Бога правосудного (Иак. 2, 19), знают, что им уготован вечны огонь (Матф. 25, 41), и предчувствуют, что их ожидает страшная участь (Матф. 8, 29. Мар. 5, 7. Лук. 8, 28. 31).

Общение с злыми духами.

Входящие в общение с демонами посредством волшебства или иным образом тяжко согрешают.

Вт ветхом завете волшебство, призывание злых духов и вопрошение умерших запрещены и осуждены как мерзости, как самые тяжкие преступления (Втор.18, 10-12. Лев. 20, 6. 27). Ветхозаветные пророки произносят страшные угрозы против волшебства. Новозаветная Церковь также строго воспрещает волшебства и волхвующих гадателей отлучает от себя. (см. в книге правил Св.Апостолов и соборов в алфавите слово волшебство)

Промысел Божий.

Бог, сотворив мир, не оставил без попечения Своего, но сохраняет его со всеми его существами, силами и законами, и направляет все его действия, явления и события к предназначенной цели силою Своего всемогущества, премудрости и благости. Сие действие воли Божией называется Промыслом. Оно от сотворения мира до селе продолжается. Сам Господь Иисус Христос свидетельствует: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Иоан. 5, 17). Св.Апостол говорит, что Бог будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей (Евр. 1, 3) и Он есть прежде всего, и все Им стоит (Кол. 1, 17). Без помощи Божией мир не может стоять. Скроешь лицо Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются (Псал. 103, 29. Иов. 34, 14. 15).

О Боге искупителе человеков.

Триипостасный Бог не оставил падшего человека в его жалком и безвыходном для него положении. Человек сам собою не мог ни примириться с Богом, ни исправить своей поврежденной природы, и потому должен бы навсегда оставаться под осуждением Божиим, как преступником закона. Но Сам Бог от вечности предопределил спасти падшего человека. Второе лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий, рожденный от Бога Отца прежде всех век, Бог истинный, единосущный Богу Отцу, Творец всего, по исполнении времен назначенных Богом, пришел в мир и воплотился для искупления и спасения людей, жил на земле, пострадал, распят на кресте, умер, воскрес, вознесся на небо с плотию прославленною, сидит одесную Бога Отца и придет некогда судить живых и мертвых, и царству его не будет конца.

Воплощение Сына Божия есть средоточие и основание всего домостроительства Божия о спасении людей и величайшее таинство веры.  Беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти
(1 Тим. 3, 16). Оно есть высочайшее дело Божией премудрости, благости, милосердия и вместе дивное чудо и тайна любви. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3, 6). С полным благоговением должны люди принять то, что писание и предание сообщают о сей тайне и для горних духов необъятной (1 Петр. 1, 12)

Потребность воплощения сына Божия.

Хотя Сын Божий воплотился единственно по  свободному хотению воли Своей, из любви к роду человеческому, но прилично было Искупителю человеков принять на Себя истинное естество человеческое и испытать  кроме греха все немощи человеческие. Надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания (Евр. 2, 10. сл. 14, 18. Лук. 24, 26). Священное Писание и Священное предание свидетельствуют, что человек навсегда остался бы погибшим созданием, если бы Сын Божий не воплотился и не искупил его.

Св.Иоанн Златоуст пишет: «Посредник должен быть в сродстве с тем и другим, чтобы быть посредником. Если он будет иметь сродство только с одним, а с другим нет, то не может быть посредником. Если бы Он не имел естества единого со Отцем, не был бы посредник, но чуждый. Ибо как надлежало Ему иметь естество человеческое, поелику пришел к людям, так надлежало иметь и естество Божеское, поелику от Бога  пришел. Будучи только человеком, Он не был бы посредником; ибо посредник должен быть в ближайшем отношении к Богу. Будучи только Богом, так же Он не был бы посредником; ибо не могли бы приблизиться к Нему те, за которых Он посредствует» (на 1 Тим. бесед 7).

Св. Иреней пишет: «Господь соделался Сыном человеческим, дабы как род наш подвергся смерти чрез человека побежденного, так и опять получили жизнь чрез человека – Победителя; и как смерть получила над нами победу чрез человека, так чрез человека же и мы получили бы победу над смертию» (против  Ерес. кн. 5, гл. 21).

Он же пишет: «мы не могли бы познать Бога иначе, как чрез воплотившееся Слово Божие. И не иной кто мог возвестить нам об Отце, как только сущее Слово Его.

Обетованный Спаситель.

Сей обетованный Спаситель человеков есть Господь Иисус Христос, воплотившийся чрез Духа Святого от Пресвятой Девы Марии при Римском Императоре Августе, во дни Ирода царя Иудейского, пострадавший и умерший на кресте, погребенный во гробе, потом воскресший и вознесшийся на небо.

Сие ясно открывается: а) из сличения обетований, пророчеств и прообразований об Искупителе с историей жизни Христа. В Евангелии во многих местах указано, что события совершались по предсказанию, что в них исполнились пророчества (напр. Матф. 1, 1-25. Псал. 21. Иоан. 12, 24).

б) Из свидетельства Самого Бога Отца. Бог Отец неоднократно свидетельствовал, торжественно, что Иисус Христос есть Сын Его. Так при Его Крещении (Матф.3, 17); на горе, когда Он преобразился пред учениками (Матф. 17, 5), и в Иерусалиме (Иоан. 12, 28).

в) Из свидетельства современников. Так Иоанн Предтеча, увидев Иисуса грядущего, сказал: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Иоан. 1, 29). Праведная Елисавета, исполненная Духом Святым, сказала Матери Иисуса Христа: откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк. 1, 41. 43). Симеон называет Иисуса Христа светом к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 32).
И другие свидетельствовали, что Иисус Христос есть Сын Божий (Матф.16, 16. 27, 54. Марк. 15, 39. Иоан.20, 31). 

О Лице Иисуса Христа.

Иисус Христос есть истинный Бог, Бог Слово, второе лицо Пресвятой Троицы, Единородный Сын Божий, рожденный от Бога Отца прежде веков и единосущный Отцу.

 Я и Отец — одно – говорит Сам Спаситель (Иоан. 10, 30). Апостолы называют Его Богом (Иоан.1, 1), Богом истинным и благословенным во веки, явившимся во плоти (1 Иоан. 5, 20. Римл. 9, 5. 1 Тим. 3, 16. Тит. 2, 13). Вселенская Церковь исповедует сей догмат, и всех иначе мыслящих отлучает от себя.

Иисус Христос есть не только истинный Бог, но и истинный человек, принявший истинное человеческое со всеми свойствами и членами оного, и душу всеми его способностями. Святой Апостол Иоанн говорит: всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста (1 Иоан. 4, 2.3. слич. Иоан. 20, 27. Лук. 24, 39. Матф. 26, 38).

Иисус Христос, имея одну с нами человеческую природу, не только был не причастен греху наследственному прародительскому, но совершенно свят и безгрешен. Он Сам спрашивает Иудеев: кто из вас обличит Меня в неправде (Иоан. 8, 46). Апостолы свидетельствуют, что греха в Нем нет
(1 Иоан.3, 5), что Он подобно людям, был искушен во всем кроме греха (Евр. 4, 15). Он был зачат и рожден сверхъестественно чрез Духа Святого от Святой Девы Марии (Лук. 1, 35. Матф. 1, 20).

Исповедуя Господа нашего Иисуса Христа истинным Богом и истинным человеком, мы вместе исповедуем, что в Нем два естества Божеское и человеческое соединены в одном лице. Это соединение не есть нравственное, какое существует между Богом и праведными людьми, или какое может существовать между двумя лицами, но действительное единение, самое внутреннее, самое тесное, единение ипостасное, т.е. соединение двух естеств чрез принятие Божественным естеством человеческого в личное единство.

Иисус Христос есть слово воплотившееся, Сын Божий вочеловечившийся, истинный Бог и истинный человек, или Богочеловек.
У нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им (1 Кор. 8,6. Еф. 4, 6).

Образ соединения двух естеств в Иисусе Христе.

Четвертый вселенский собор, на котором осуждены Монофизиты, учившие, что два естества Божеское и человеческое слились в Иисусе Христе в одно, утвердил ту истину, что оба естества – Божеское и человеческое, в Иисусе Христе соединились неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно.

Учение о лице Пресвятой Девы Марии Богородицы.

Пресвятая Дева Мария, истинная Матерь Иисуса Христа, есть в собственном и истинном смысле Богородица. Ибо, объясняет св.Иоанн Дамаскин, родившийся от нее есть истинный Бог;  посему и родившая истинного Бога, из ней воплотившегося, есть истинная Богородица.

Так как Пресвятая Дева Мария зачала и родила Сына Божия действием Святого Духа, то она есть дева от рождества, в рождестве и по рождестве или Приснодева (Ис.7, 14. Лук. 1, 34. 37. Матф. 1, 18. 22-25. 1-е прав. шестого вселенск. Собора).

Так как она есть присноблаженная и пренепорочная Матерь Бога Сына, то святая Церковь исповедует Ее превысшею всех разумных тварей и честнейшую Херувимов и славнейшую без сравнения Серафимов.

Сама Благодатная Приснодева Богородица исповедует Сына Божия Спасителем Своим (Лук. 1, 43); ибо и она имела нужду в Искупителе, как и всякий человек (Рим. 3, 15. 5, 17). Но Святой Дух, по изъяснению св.Иоанн Дамаскина, сошед на нее, очистил ее и даровал ей способность как принять в себя Божие Слово, так и родить (Излож. прав. веры кн. 3, гл. 2).

Об искуплении рода человеческого Господом Иисусом Христом.

Иисус есть Спаситель мира (Матф. 1, 21. Лук. 1, 31). Он освободил людей от рабства греху и наказания за него, от проклятия, которое пало на них после падения Адама и Евы, и примирил их с Богом или совершил их вечное спасение.

Сие дело спасения людей, для которого Иисус Христос, по предвечному совету Божию, предназначен еще прежде создания мира (1 Петр. 1, 20) и по воплощении помазан на сие Духом Святым (Лук. 4, 18-21).

Страдания и смерть Иисуса Христа суть истинная жертва.

Вся земная жизнь Иисуса Христа есть умилостивительная жертва за грехи мира, но преимущественно Его страдания и смерть суть истинная жертва для искупления людей (Евр. 7, 27. 10, 8-11). В страданиях  и смерти Иисуса Христа открывается не только высочайший пример послушания и самоотвержения, но они суть истинная жертва спасения. Чрез Свои страдания и смерть Иисус Христос удовлетворил правде Божией, примирил человека с Богом, и открыл в них ему источник оправдания и освящения. Иисус Христос Сам свидетельствует, что предал Себя на смерть для искупления людей. Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Матф. 20, 28). Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу (Откр. 5, 9).

Апостолы свидетельствуют, что Иисус Христос своею смертию возстановил падший род человеческий и примирил его с Богом: будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его (Римл. 5, 10).

Иисус Христос Своею смертию оправдывает человека и дарует ему вечную жизнь. Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2 Кор. 5, 21); что смерть Иисуса Христа есть для верующих источник освящения и всех благодатных даров Божиих. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ион. 2, 2).  Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего (Рим. 8, 32).

Святой Климент Римский пишет: «будем внимательным взором смотреть на кровь Христову и разсуждать, как драгоценна для Бога кровь Того, Который пролитием ее всему миру приобрел благодать обновления (1 Кор.  Гл.7).

Всеобщность искупления, совершенного Иисусом Христом.

Сила искупительной жертвы или заслуг Господа Иисуса Христа простирается а) на всех людей. Это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех (1 Тим. 2, 3-6). Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Иоан. 2, 2).

Святой Кирилл Иерусалимский пишет: «Христос искупил весь мир человеков: да не покажется тебе удивительным, что искуплена вся вселенная: ибо в сем деле умер не простой человек, но единородный Сын Божий» (Огл. сл. 8, 2).

Сила заслуг Иисуса Христа простирается б) на все времена; люди всех времен которые уверовали, веруют и будут веровать в Иисуса Христа, получать вечное спасение ради страдания и смерти Иисуса Христа. Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4, 12). Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (Евр. 7, 24.25).  Не спасаются же или неверующие, или отпадшие от христианства, или ожесточенные грешники, которые сознательно и произвольно предаются тяжким грехам и презирают все средства к спасению. Такие люди сами себя делают неспособными к усвоению заслуг Иисуса Христа.

Поклонение кресту и почитание его.

На силе страданий и заслуг Иисуса Христа основывается почитание креста и поклонение ему. На нем совершилась искупительная смерть Иисуса Христа, и посему  он именуется честным и животворящим Крестом и, как орудие спасения людей, стал символом, украшением, утверждением, утешением и силою христианства. Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6, 14).

Шестой вселенский собор (прав. 73) повелевает «поелику животворящий крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что спасены от древнего грехопадения».

Св.Златоуст, объясняя слова: «тогда явится знамение Сына Человеческого  (Матф. 24, 30), говорит, что это крест, который светлее солнца, ибо солнце скрывается, а крест является; он не явился бы, если бы не был гораздо светлее солнечных лучей». Он же пишет: «Сие знамение и в прежние и в нынешние времена отверзало двери запертые, отнимало силу у вредоносных веществ, делало недействительным яд и врачевало смертоносные угрызения зверей. Ибо если оно отверзло врата адовы, отворило твердь небесную, вновь открыло вход в рай и сокрушило крепость диавола: то что удивительного, если оно побеждает силу ядовитых веществ, зверей и всего тому подобного?» (на Матф.бесед. 54, стр. 428).

Крестное знамение.

На силе страданий и смерти Иисуса Христа также основывается употребление с самых Апостольских времен крестного знамения и составляет необходимую принадлежность при совершении молитв, священнодействий и таинств. Крестное знамение есть знак нашего памятования о страданиях и смерти Иисуса Христа и вместе упование на ходатайство Его пред Отцем небесным, от Которого Он может все испросить и Который может даровать молящимся. Если чего попросите у Отца во имя Мое,  говорит Сам Он, то сделаю (Иоан. 14, 13).

3. Учение о Церкви.

Церковь есть общество правоверующих, установленное Иисусом Христом для спасения людей, которое Он, как единственная Глава, оживляет и ведет к сему невидимо посредством благодати Святого Духа, а видимо посредством пастырей, чрез учение, священнодействия, тайнодействия и управление.

Преимущественно учением о Церкви отличаются христианские вероисповедания одно от другого, и потому пространнее изложим православное учение о Церкви, именно: 1) об основателе, 2) ее главе,
3) о назначении, 4) составе, 5) об иерархии, 6) об отличительных признаках и 7) о преимуществах истинной Церкви.

Основатель Церкви.

Церковь Христова самим название своим свидетельствует, что она основана Иисусом Христом. Иисус Христос Сам изрек обетование: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Матф.16, 18). Судьбу Своей Церкви Иисус Христос изобразил в притчах о семени горчичном (Матф. 13, 31), о закваске (ст.33), о семени (Марк. 4, 26 и след.).

Глава Церкви.

Иисус Христос есть единая вечная Глава Церкви, Им основанной, сообщающая ей жизнь, разум и благоустройство. Все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Ефес. 1, 22). Христос глава Церкви,
и Он же Спаситель тела
(Ефес. 5, 23).

Церковь, как Божественное тело, имеющее пребывать во все роды веков (Еф. 3, 4), обнимающее собою безчисленное множество людей, живущих во всех странах мира, и безчисленное множество святых, пребывающих на небе, не может иметь своею главою никакой другой главы, кроме Иисуса Христа. Все, самые великие святые и даже Апостолы признавали себя только служителями Церкви (Кол. 1, 24. 25).

Божественное назначение Церкви.

Господь Иисус Христос, воплотившийся для спасения человеков, установил Церковь для того, чтобы в ней все люди получали вечное спасение (Иоан. 3, 16. Матф. 18, 11). И святая Церковь Христова верно выполняет Божественное назначение. Она приняла и хранит Божественное откровение во всей его чистоте, неприкосновенности и полноте; служить живою и верною истолковательницею его, благовествует всему миру, призывая всех людей к вечному спасению о Христе Иисусе; всех членов своих, как мать, воспитывает для вечной жизни; а среди недоумений, сомнений и заблуждений указывает всем истину, ибо она есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15).

Вне Церкви нет спасения.

Только в истинном соединении с Церковью, которой глава есть Христос и которую Он основал для спасения людей, — в единомыслии с нею, в поминовении ее заповедям и уставам, — возможно вечное спасение. Все желающие наследовать спасение непременно должны соделаться членами Церквами. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Иоан. 3, 5). Если церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь ( Матф. 18, 17). «Кто не между членами Христовыми, говорит блаж.Августин, тот не может иметь христианского спасения. Можно иметь почесть, можно иметь таинство, можно петь аллилуйя, можно отвечать аминь, можно держать Евангелие, можно иметь веру во имя Отца и Сына и Святого Духа и проповедовать ее, но нигде, кроме православной кафолической церкви, нельзя найти спасения» (прибавл. к тв.св.отцев 1843 г. стр.236). Святой священномученик Киприан говорит: «люди, не хранящие союза и приискреннего общения с Церковью, хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровию, неигладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. Находящийся вне Церкви не может быть мучеником, оставляющий Церковь, имеющую царствовать, не может сподобиться царствия» (Хр. Чт. 1837. ч.1. О единстве Хр.Ц.)

Состав Церкви.

Церковь, как общество верующих, состоит из невидимого и видимого, из души и тела.

Невидимое, составляющее предмет веры (Евр. 11, 1), или душа Церкви, есть благодать Святого Духа, невидимо и таинственно действующая как во всем составе Церкви, так и в каждом верующем. К невидимой стороне Церкви относятся все дары Божии, которые Иисус Христос, как Глава, сообщает Своему таинственному телу – Церкви, в особенности вера, надежда, любовь, и дары чудотворения, и пророчества.

Такое понятие о невидимой Церкви находим в Слове Божием. Св.Апостол Павел называет Церковь живым телом Христовым и домом Божиим (Еф.4, 15.16. Кол. 1, 18. 24. 1 Кор. 12, 27).

Церковь есть не только невидимое духовное общество, но и видимое. По своей видимой стороне она есть стройное, в благообразном чине и порядке устроенное собрание православно-верующих или, как выражаются, органическое целое, состоящее из видимых членов, тесно соединенных между собою. Господь Иисус Христос установил видимое общество Своих учеников; чувственным и видимым образом Дух Святой в день пятидесятницы сошел на учеников, собранных в одном месте, и так тесно соединенных любовию, как бы у всех была одна душа, одно сердце. Духу Святому не угодно было придти только внутренним невидимым образом; но как Слово плоть бысть, так и Дух Святой сошел на Церковь в образе доступном для чувств (Деян. 2, 1. 2). Иисус Христос  установил в Церкви видимых пастырей, видимые священнодействия и таинства, для видимого преподания их верующим.

Христиане, принадлежащие к составу Церкви.

Истинные живые члены Церкви суть только те православные христиане, которые живут свято и, при помощи благодати Божией, приносят плоды вечной жизни. Но из назначения Церкви приводить людей к вечному спасению видно, что к ее составу принадлежат не одни святые, но и грешные люди. На нее возложена Господом Иисусом Христом обязанность проповедовать слово Его, совершать таинства, исправлять заблуждающих, обновлять падших чрез покаяние, отлучать от себя упорных противников ее, управлять верующими.

Христиане, не принадлежащие к Церкви.

Но не все грешники принадлежат к Церкви. Не принадлежат к Церкви только открытые, упорные, злонамеренные еретики и раскольники. Но те из них, которые сами явно не отделились от Церкви, или не отлучены ею, принадлежат к ней, хотя невидимым судом Божиим, может быть, они отлучены от Церкви.

Высшая и верховная власть в Церкви.

Высшая власть в Церкви, принадлежащая епископу,  ограничивается только епархиею его. Власть же церковная, простирающая далее одной епархии, принадлежит собранию епископов из целой области, верховная же власть в Церкви принадлежит собранию епископов из всей, по возможности,  вселенной.

Отличительные признаки истинной Церкви.

Истинная Церковь Христова имеет свои отличительные признаки, которыми она отличается от всех обществ, незаконно присвояющих себе название Церкви. Признаки эти указаны в Символе веры: истинная Церковь есть единая, святая,  соборная и Апостольская.

Истинная Церковь есть единая. Ибо Господь Иисус Христос основал только одну Церковь. Истинно верующие во Христа, когда бы и где бы ни жили, составляют одно духовное тело (Еф. 4, 4-6), которое как таинственнее тело Христово (Кол. 1, 24), имеет одну главу Христа Спасителя (Еф.1, 22) и одушевляется одним Духом Божиим. Все принадлежащие к истинной Церкви во всех странах и во все века содержат одно учение, одни и те же таинства, повинуются одному закону и уставу, держатся одних преданий и соединяются между собой совершеннейшим союзом единства, любовию, которая есть непременный и верный признак истинного ученика  Христова (Иоан. 13, 34. 35). О том, чтобы все верующие в Иисуса Христа были соединены союзом единой веры и любви, Он Сам молился в Своей первосвященнической молитве: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Иоан.17, 21).

Истинная Церковь есть святая. Основатель и глава ее Господь Иисус Христос, Святых Святейший, освятил ее Божественным Своим учением, страданиями и смертию; она постоянно освящается молитвами и святыми таинствами, которые суть источник благодати Духа Святого и средства для освящения людей; она имеет многих членов действительно святых, особенно прославленных Богом через знамения и чудеса. Безчисленны примеры девственников, просиявших чистотою и невинностию; неизчислимы сонмы мучеников и исповедников, явивших в себе великое мужество среди страшных страданий и неизменную твердость веры до смерти.

Истинная Церковь есть соборная или кафолическая (повсеместная). Она, не изменяясь сама в себе по различию времен, места и народов к ней принадлежащих, непрерывно от начала своего существует и может существовать до скончания века во всякой стране, во все времена, во всяком народе. Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Марк. 16, 15). Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1, 8).

Истинная Церковь есть Апостольская. Хотя она, как здание Божие, не имеет другого основания, кроме Самого Иисуса Христа (1 Кор. 3, 10. 11); однако утверждается на учении всех Апостолов получила окончательное устройство по наставлению, дару и власти, данным им от Самого Иисуса Христа. Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Ефес. 2, 20). В Церкви от Апостолов доселе непрерывно и неизменно сохраняются учение, священноначалие, права и весь Богоустановленный порядок.

Преимущества Церкви.

Господь Иисус Христос дал Своей Церкви особенные преимущества:
а) непоколебимость в существовании, и б) непогрешимость в учении.

А) Непоколебимость Церкви состоит в том, что ее существование продолжится до скончания века в том самом устройстве и с теми свойствами, с какими она учреждена Христом и Его Апостолами; никогда не оскудеет в ней благодать Божия; все таинства будут совершаться до скончания мира (1 Кор. 11, 24. 25).

Б) Непоколебимая Церковь есть и непогрешима; она не может ложно веровать или ложно учить; она никогда не могла ошибиться по неразумению, ибо в ней ум Христов (1 Кор. 2, 16), ни покориться ложным учениям по малодушию, ибо в ней живет Дух Божий. Она во все времена, по признакам, изложенным в Символе веры, верно и точно может быть отличена от обществ, которые незаконно присваивают себе имя Церкви.

Непоколебимость и непогрешимость Церкви основываются на данных ей Христом обетованиях: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Матф. 16,18), т.е. никакие соблазны, ереси и насилия врагов Церкви никогда не преодолевают ее; никакие гонения от самого антихриста не разрушат того, что утвердил Сам Иисус Христос. Се, Я с вами во все дни до скончания века (Матф. 28, 20). «Не с Апостолами только, говорит св.Златоуст, будет Он находиться, но и со всеми теми, которые после них будут веровать». Иисус Христос, как Глава Церкви, пребывая в ней, дарует ей Свою нетленную жизнь и крепость (Колос. 1, 19). Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек (Иоан. 14, 16). Дух Святой присутствует в Церкви своею благодатию всегда и при всяких обстоятельствах, никогда не оставляя ее без своего охранения. Он поставляет пастырей (Деян. 20, 28), научает всякой истине (Иоан. 16, 13), дарует святость (Гал. 5, 22. 23), облекает чудесными дарованиями (1 Кор. 12, 7-13).

«Блаженна ты, Церковь верных: ибо Царь царей утвердил в тебе свое жилище. Твои основания никогда не поколеблются: ибо Господь страж твой; и врата адова не одолеют тебя и хищные волки не могут сокрушить или ослабить твоей крепости. О как велик ты дом Божий! Как ты прекрасен!» — так пишет св.Ефрем Сирин (Творения. М. 1858 г. стр.28).

Святые Таинства. 

ПОНЯТИЕ О ЦЕРКОВНЫХ ТАИНСТВАХ

В Символе веры говорится о Крещении, «потому что вера запечатлевается Крещением и прочими Таинствами…» «Таинство есть священное действие, чрез кото­рое   тайным   образом   действует   на   человека благодать, или, что то же, спасительная сила Божия». Символ веры говорит только о Крещении и не упоминает прочие таинства по той причине, что в IV столетии имели место споры  о необходимости вторично  крестить  приходя­щих в Православную Церковь еретиков и раскольников. Цер­ковь  приняла  решение  не  крестить  таковых  вторично  в  тех случаях, когда крещение было совершено, хотя бы и в отде­лившемся от Церкви сообществе, но в соответствии с правила­ми Кафолической Церкви.

  1. 1.      Крещение

«Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и воз рождается от Духа Святого и в жизнь духовную, светлую».

«… если кто не родится от воды и Духа, не мо­жет войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Таинство Крещения установил Сам Господь Иисус Христос, когда «примером  Своим  освятил  Крещение,   приняв  оное  от Иоанна. Наконец, по воскресении Своем Он дал апостолам торжественное повеление: «Итак, идите, научите все на­роды, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).

Совершительной формулой Крещения являются слова: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь.  И Святаго Духа. Аминь». Условием принятия Крещения являются покаяние и вера.«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для проше­ния грехов…» (Деян. 2, 38)

«Кто будет веровать и креститься,  спасен будет…» (Мк. 16, 16) Таинство Крещения совершается только один раз в жизни человека и ни при каких обстоятельствах не повторяется, по­тому что «крещение есть духовное рождение: а родится че­ловек однажды, потому и крестится однажды».

  1. 2.      Миропомазание

«Миропомазание есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Свя­того Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной». Первоначально   апостолы   совершали   это   таинство   через возложение рук (Деян. 8, 14-17). Позднее стали употреблять помазание миром, чему могло послужить примером помаза­ние, употреблявшееся во времена Ветхого Завета (Исх. 30, 25; 3 Цар. 1, 39).

О  внутреннем действии  таинства  Миропомазания  в  Свя­щенном Писании говорится следующим образом:

«вы имеете помазание от Святого и знаете всё… помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас все­му, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин. 2, 20, 27). «Утверждающий же нас с вами во Христе и по­мазавший нас есть Бог,  Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши»   (2 Кор. 1,21-22).

Совершительной формулой таинства Миропомазания явля­ются слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь».

Святое миро есть благовонное вещество, которое готовится по особому чину и освящается высшими священноначальниками, обычно предстоятелями автокефальных Православных Церквей, при участии Соборов епископов, как преемников Апостолов, которые «сами совершали возложение рук для по даяния даров Святого Духа».

Помазание каждой из частей тела имеет определенное зна­чение. Так, помазание

а) чела означает «освящение ума или мыслей»;

б) персей — «освящение сердца и желаний»;

в) очей, ушей и уст — «освящение чувств»;

г) рук и ног — «освящение дел и всего поведения христиа­нина».

В действительности Крещение и Миропомазание пред­ставляют собой двуединое таинство. В святом Крещении че­ловек получает новую жизнь во Христе и по Христу, а в свя­том миропомазании ему сообщаются благодатные силы и дары Святого Духа, а также Сам Святой Дух как дар, для достой­ного прохождения богочеловеческой жизни во Христе. В ми­ропомазании человек как личность помазуется Святым Духом по образу и подобию Божественного Помазанника — Иисуса Христа.

 

3. Таинство Евхаристии

3.1. Понятие о таинстве Евхаристии

Евхаристия есть таинство, в котором

а) хлеб и вино Духом Святым прелагаются в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа;

б) верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и в жизнь вечную.

Чинопоследование таинства Евхаристии — Божественная Ли­тургия, являющаяся единым и нераздельным священнодействи­ем. Особое значение в чине Литургии имеет евхаристический ка­нон, а в нем центральное место занимает эпиклеза — призывание

Духа Святого на Церковь, то есть на евхаристическое собра­ние, и на предложенные Дары.

3.2. Установление таинства Евхаристии

Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной вечере.

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв Чашу и благода­рив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливае­мая во оставление грехов» (Мф. 26, 26—28). Святой евангелист Лука дополняет повествование евангели­ста Матфея. Преподавая ученикам Святой Хлеб, Господь ска­зал им:

«сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

3.3. Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии

Православное богословие, в отличие от латинского, не считает возможным рационалистически объяснить сущность этого таинст­ва. Латинская богословская мысль для объяснения изменения, происходящего со свв. Дарами в таинстве Евхаристии, использу­ет термин «пресуществление» (лат. transubstantiatio), что бук­вально означает «изменение по сущности»:  «Через благословение хлеба и вина сущность хле­ба   целиком   претворяется   в   сущность   Плоти Христовой,  а сущность вина   —  в сущность Его Крови». При этом чувственные свойства хлеба и вина остаются не­изменными лишь по видимости, сохраняясь только как внеш­ние случайные признаки (акциденции).

Хотя православные богословы также пользовались терми­ном «пресуществление», Православная Церковь считает, что этим словом  «не объясняется образ, которым хлеб и вино пре­творяются в Тело и Кровь Господню, ибо сего нель­зя постичь никому,  кроме Бога; но показывается только то, что истинно, действительно и суще­ственно хлеб бывает самым истинным Телом Гос­подним, а вино самою Кровию Господнею».

Для свв. отцов в учении о Евхаристии чужды рассудочные схемы, они никогда не стремились выразить сущность величай­шего христианского таинства посредством схоластических де­финиций. Большинство свв. отцов учили о преложении Святых Даров как об их восприятии в Ипостась Сына Божия действием Святого Духа, вследствие чего евхаристические хлеб и вино по­ставляются в такое же отношение к Богу Слову, что и Его про­славленное человечество, нераздельно и неслиянно соединяясь с Божеством Христа и Его человечеством.

При этом отцы Церкви считали, что сущность хлеба и вина в таинстве Евхаристии сохраняется, хлеб и вино не изменяют своих природных качеств, подобно тому как во Христе полно­та Божества нисколько не умаляет полноты и истинности че­ловечества. «Как прежде того, когда освятится хлеб, мы на­зываем его хлебом, когда же Божественная благодать освящает его при посредстве священника, он уже свободен от наименования хлебом, но стал достоин имени тела Гос­пода, хотя природа хлеба в нем осталась».

Приблизить эту тайну к нашему восприятию свв. отцы пыта­лись посредством образов. Так, многие из них использовали об­раз раскаленной сабли: железо, нагреваясь, становится единым с огнем так, что можно жечь железом и резать огнем. Однако ни огонь, ни железо не теряют при этом своих существенных свойств. По крайней мере до X века ни на Востоке, ни на Западе никто не учил об иллюзорности евхаристических видов.

Латинское учение о пресуществлении деформирует вос­приятие верующими таинства Евхаристии, превращая таинст­во Церкви в некое сверхъестественное, по существу магическое, действие. В отличие от западных схоластов, свв. отцы никогда не противопоставляли евхаристические Дары и прославленное человечество Спасителя как две внешние сущности, единство которых необходимо рационально обосновать. Отцы Церкви усматривали их единство не на природном, а на ипостасном уровне, в причастности свв. Даров и человечества Христова единому способу существования в Ипостаси Бога Слова. Чудо преложения свв. Даров подобно сошествию Святого Духа на Пресвятую Деву Марию; иными словам, в таинстве Евхаристии не изменяется сама природа людей и вещей (хлеба и вина), а преображается образ существования их природы.

3.4.Необходимость и спасительность причащения Святых Тайн

О необходимости для спасения причащаться Свв. Тайн го­ворит Сам Господь Иисус Христос:

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человечес­кого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в послед­ний день…» (Ин. 6, 53~54)

Спасительные плоды или действия причащения Свв. Тайн суть

а) теснейшее соединение с Господом (Ин. 6, 55-56);

б) возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной (Ин. 6, 57);

в) залог будущего Воскресения и жизни вечной (Ин. 6, 58).
Однако эти действия причащения относятся  лишь к тем,

кто приступает к причащению достойно.   Недостойно прича­щающимся причащение приносит большее осуждение: «Ибо, кто есть и пьет недостойно, тот есть и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Гос­поднем» (1 Кор. 11, 29).

4. Таинство покаяния

«Покаяние есть Таинство,  в котором исповеду­ющий грехи свои, при видимом изъявлении проще­ния  от.  священника,   невидимо  разрешается  от грехов Самим Иисусом Христом». Таинство покаяния, несомненно, установлено Самим Госпо­дом Иисусом Христом. Спаситель обещал апостолам сообщить им власть прощать грехи, когда сказал: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле,  то будет раз­решено на небе» (Мф. 18, 18). По Воскресении же Своем Господь действительно даровал им эту власть, сказав: «приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся;  на ком оставите,  на том останутся» (Ин. 20, 22—23). От приступающих к таинству покаяния требуется:

а) вера во Христа, ибо «… всякий, верующий в Пего, получит прощение грехом именем Его»‘(Деян. 10, 43).

б) сокрушение о грехах, потому что «печаль ради Бога производит неизменное покая­ние ко спасению» (2 Кор. 7, 10).

в) намерение исправить свою жизнь, поскольку после того, как

«беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив» (Иезек. 33, 19). Вспомогательными и подготовительными средствами  в от­ношении покаяния служат пост и молитва.

5. Таинство священства

«Священство   есть   таинство,   в   котором   Дух Святым правильно избранного чрез рукоположе­ние святительское поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово» . Незадолго до Своего Вознесения Господь сказал ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и  Святого Духа,  уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 19—20). Таким образом, священническое служение включает в се­бя учительство («научите»), священнодействие («крестя») и служение управления («уча их соблюдать»). Это тройст­венное  служение   —   учительства,   священнодействия  и  уп­равления — имеет общее наименование пастырства. Священ­нослужители поставляются для того, чтобы «пасти Церковь» (Деян. 20, 28).

Институт священства в Церкви не есть человеческое изоб­ретение, но Божественное установление. Сам Господь «поставил одних Апостолами, … иных пастыря­ми и учителями, к совершению святых, на дело служения…» (Еф. 4, 11 —12).

Избрание на священническое служение также не есть дело человеческое, но предполагает избранничество свыше: «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал и поста­вил вас…» (Ин. 15, 16).

«И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Еф. 5, 4). Рукоположение, возведение человека на иерархическую степень, — это не только видимый знак поставления на слу­жение, как полагают протестанты, считающие, что между ми­рянином и клириком нет никакой принципиальной разницы. Священное Писание не оставляет сомнения в том, что в таин­стве священства преподаются особые благодатные дары, отли­чающие клирика от мирянина.

Ап. Павел писал своему ученику Тимофею:

«Не  неради  о  пребывающем  в  тебе  даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4, 14). «…   напоминаю   тебе   возгревать   дар   Божий, который   в   тебе   через   мое   рукоположение.» (2 Тим. 1,6). В Православной Церкви три необходимых степени священ­ства: епископ, пресвитер и диакон.

«Диакон -служит   при   Таинствах;   Пресвитер совершает Таинства, в зависимости от Епископа; Епископ не только совершает Таинства, но имеет власть и другим  через рукоположе­ние  преподавать  благодатный дар  совершать оные»20. Кроме того, только епископу принадлежит право освяще­ния храма, антиминса и св. мира.

Для нормального функционирования церковного организма необходимы все три иерархические степени. С древнейших времен это считалось необходимым условием жизни Церкви. Сщмч. Игнатий Богоносец писал:

«Все почитайте диаконов, как заповеди Иисуса   Христа,   епископов,   как   Иисуса   Христа, Сына Бога Отца,  пресвитеров же,  как собрание Божие, как сонм апостолов — без них нет Церкви».

6. Таинство брака

«Брак есть Таинство, в котором, при свободном пред Священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковию, и испраши­вается им благодать чистого единодушия, к бла­гословенному рождению и христианскому воспи­танию детей». О том, что брак действительно является Таинством, свиде­тельствует ап. Павел:

«… оставит человек отца своего и матерь и при­лепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика…» (Еф. 5, 31—32) В христианском понимании брак не есть средство для до­стижения некоторых целей, например, продолжения челове­ческого рода,  но цель в себе.  Брак в христианстве имеет и особое религиозное измерение. По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины,  ни одна из которых в отдельности не обладает полнотой совершенства. В браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами,  присущими своему полу,  и таким образом обе стороны брачного союза, становясь «одной плотью» (Быт. 2, 24; Мф. 19, 5-6), то есть единым духовно-телесным сущест­вом, достигают совершенства.

Христианскую семью называют «малой Церковью», и это не просто метафора, но выражение самой сущности вещей, ибо в браке имеет место тот же тип единства людей, что и в Церкви, «большой семье», — единение в любви по образу Лиц Пресвя­той Троицы.

Основная цель жизни человека — услышать обращенный к нему призыв Божий и ответить на него. Но для того чтобы от­ветить на этот зов, человек должен совершить акт самоотречения, отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради других. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодоле­вают свою греховность и природную ограниченность «ради того, чтобы жизнь могла осуществиться как любовь и самоотда­ча». Поэтому христианский брак не удаляет человека от Бога.

а приближает к Нему. Брак в христианстве рассматривается как совместный путь супругов в Царствие Божие.

Но христианство, которое высоко ценит брак, в то же вре­мя освобождает человека и от необходимости брачной жизни. В христианстве существует и альтернативный путь в Царство Божие — девство, представляющее собой отказ от естествен­ного самоотречения в любви, каковым является брак, и выбор более радикального пути через послушание и аскезу, на кото­ром обращенный к человеку призыв Божий становится для не­го единственным источником существования.

«Девство лучше супружества,  если кто может в чистоте сохранить оное». Однако путь девства доступен  не для  всех,  ибо требует особого избранничества:

«… не все вмещают слово сие. но кому дано… Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 11—12). При этом девство и брак в христианстве нравственно не противопоставляются. Девство выше брака не потому, что брак как таковой заключает в себе нечто греховное, а в силу того, что в существующих условиях жизни человека путь девства открывает большие возможности для всецелой отда­чи себя Богу:

«Неженатый  заботится  о   Господнем,   как  угодить Господу; а женатый заботится о мирском,

как угодить жене» (1 Кор. 7, 32—33). Церковные каноны (правила 1,4, 13 Гангрского Собора, IV в.) предполагают строгие прещения но отношению к тем, кто гнушается браком, то есть отказывается от брачной жизни не ради подвига, а потому, что считает брак недостойным хри­стианина. В христианстве и девство, и брак равно признают­ся и почитаются как два пути, ведущие к одной цели.

7. Елеосвящение

«Елеосвящение  есть   Таинство,   в   котором   при помазании тела елеем,  призывается на больного благодать Божия,  исцеляющая немощи душевные и телесные». Это таинство ведет свое начало от апостолов, которые, по­лучив власть от Иисуса Христа, «многих  больных  мазали  маслом  и  исцеляли» (Мк. 6, 13). Ап.  Иаков свидетельствует, что это таинство совершалось в Церкви уже в апостольский период ее истории:

«Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним,  по­мазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры  исцелит  болящего,   и  восставит  его  Гос­подь; и если он соделал грехи,  простятся ему» (Иак. 5, 14-15). В таинстве Елеосвящения болящий получает также и про­щение забытых грехов. Это есть «восполнение отпущения грехов в таинстве по­каяния, восполнение не по недостаточности самого покаяния для. разрешения всех грехов, а по немощи больных воспользоваться этим спаси­тельным врачевством во всей его полноте и спа­сительности».

 

Комментирование запрещено