Учебно-методический комплекс «Нравственные основы семейной жизни. 10-11 классы»
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2009 году Межрегиональной группой при Уральском отделении Российской академии образования были разработаны учебно-методические комплексы «Православная культура. 1-11 классы» и «Нравственные основы семейной жизни. 10-11 классы». Эти учебно-методические комплексы получили высокую оценку у широкой научной и педагогической общественности, успешно прошли процедуру экспертизы и получили гриф «Допущено Отделом религиозного образования и катехизациии Русской Православной Церкви» и гриф «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви».
Авторы-разработчики данных учебных пособий стали победителями Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» (2011, 2012 гг.). Учебно-методические комплексы «Православная культура. 1-11 классы» и «Нравственные основы семейной жизни. 10-11 классы» высокопрофессионально и предметно наполняют содержание новой образовательной области Базисного учебного плана образовательных школ «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Написаны первые в России учебные пособия для старшеклассников по семейной жизни. (Предмет «Этика и психология семейной жизни», который в 80-90-е годы ХХ в. был введен по всей стране, учебников для старшеклассников не имел).
Сегодня многие государства в мире испытывают серьезные проблемы, связанные с сохранением семьи. Россия — одна из немногих стран, которая удерживает и активно отстаивает позиции традиционных семейных ценностей. Важно подкрепить эти усилия на уровне общеобразовательных учреждений, развернув широкую просветительскую деятельность по сохранению традиционной семьи и семейных ценностей среди учащихся. Ведь только в школе можно заложить основу традиционной системы ценностей, в т.ч. и семейных ценностей. Только в школе и в семье закладывается тот прочный фундамент нашего национального кода, который, веками питаясь благодатью Православия, спасает наше общество от духовного разложения.
Программа и учебно-методический комплекс «Нравственные основы семейной жизни» предназначены для широкой аудитории современной молодежи. Курс выстроен на основе православной традиции, но не является узко конфессионально ориентированным и носит светский характер.
Более чем в 40 регионах страны, в общеобразовательных школах преподают учебный курс «Нравственные основы семейной жизни». Экспериментальная апробация показала, что этот предмет востребован всеми участниками образовательного процесса: учащимися, педагогами и родителями.
Учебный курс «Нравственные основы семейной жизни» предназначен для изучения в 10-х и 11-х классах средней общеобразовательной школы. Выбор старшего звена школы для преподавания семейного курса не случаен, поскольку выпускники стоят на пороге взрослой жизни, создания собственной семьи, рождения и воспитания детей.
Основной миссией этого курса является подготовка молодых людей к созданию крепкой и гармоничной семьи. В рамках осуществления этой миссии решаются задачи предотвращения пробных браков, распада семьи, абортов, отказа родителей от воспитания собственных детей, нарушения иерархии семейных отношений и многие другие.
Авторы курса: иерей Дмитрий Моисеев и монахиня Нина (Крыгина) считают, что преподавание курса призвано положить основу для формирования у старшеклассников системы семейных ценностей.
Особенностью программы и учебно-методического комплекса «Нравственные основы семейной жизни» является применение при их создании комплексного системного подхода, привлечение знаний по психологии, социологии, медицине, культурологии, теологии и другим наукам.
Учебный курс «Нравственные основы семейной жизни» отвечает всем требованиям, предъявляемым к современным образовательным программам как со стороны ФГОС нового поколения, так и со стороны мультимедийного сопровождения и медико-санитарных требований.
Учебно-методические комплексы могут быть использованы как в общеобразовательных школах, так и в церковно-приходских, а также материал будет полезен для занятий с мирянами (православной молодежью). Комплексы хорошо оснащены методически и технически, для педагога есть возможность организовать урок, применив видео презентацию, организовав показ фильмов и прослушивание аудиозаписей, а главное — есть структурированные учебники, по которым возможно самостоятельное изучение предмета.