Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) реализуется в 4-х классах общеобразовательных организаций во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632) и Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р. В рамках данного учебного предмета по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются модули: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Методические рекомендации по реализации учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-х классах общеобразовательных организаций Еврейской автономной области составлены с целью разъяснения организационных и методологических вопросов преподавания выше обозначенного курса в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО).
Место предмета в учебном плане
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ, на изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России») в 5 классе основной школы выделяется 17 учебных часов.
Нормативно-правовые основы
1. ФЗ-273 от 29.12. 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования (зарегистрирован Минюстом 01.02.2011 г. №19644).
3. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
4. Приказ Минобрнауки России от «31» марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» – (http://минобрнауки.рф/).
5. Приказ Минобрнауки от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. – М. : Просвещение, 2011. – 207 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-019043-5. – http://www.prosv.ru/attachment.aspx?id=23395.
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года. Регистрационный № 199.
8. Письмо комитета образования ЕАО от 15.05.2014 г. № 1702/1 «Об организации образовательной деятельности в 2014/2015 учебном году».
9. Методические рекомендации ОблИПКПР по преподаванию учебного предмета «Математика» в 5 классе от 26 мая 2014 г.
10. Приказ образовательного учреждения (организации) «Об утверждении учебного плана на соответствующий учебный год» от «____»_______2014 г.
Международные документы:
-
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.),
-
Международная конвенция о правах ребенка (1989 г.),
-
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1952 г.),
-
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.),
-
Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.),
-
Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 1981 г. и др.
Законодательство Российской Федерации:
-
Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.),
-
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (24 июля 1998 №124-ФЗ),
-
Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (26.09.1997 г. № 125-ФЗ),
-
Приказ Минобрнауки от 18 декабря 2012 г. №1060 о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373.
Нормативно-правовые и методологические аспекты «Духовно-нравственного развития», «Формирования духовно-нравственной личности» определены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков ; Рос. акад. образования. – М. : Просвещение, 2009).
Одним из современных направлений в преподавании историко-обществоведческих дисциплин, в рамках реализации ФГОС, является введение в школьный образовательный процесс комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Общая стратегия курса заключается не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном воздействии на процесс формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего её культурные традиции, готового к межкультурному, межэтническому и межконфессиональному диалогу. В 5 классе продолжается реализация главной цели – «формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России».
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжается в 5 классе. Актуальность изучения данного курса в 5 классе общеобразовательной школы определяется социальным заказом и педагогической целесообразностью.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Результатом обучения должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.
Базовой составляющей всего курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является обращение к личности школьников, удовлетворение их желания разобраться в окружающем мире, адаптироваться в нем.
В процессе изучения данного курса в 5 классе у учащихся углубляется осознание идеи, чтообщечеловеческие ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются продуктом развития двух социальных сфер: традиционной культуры каждого народа и различных религиозных культур, что духовность человека есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат.
Сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории области) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных культур;
– отражение основного содержания в иллюстративном ряде (тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшие особенности учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе:
-
интегративный характер; его содержание взаимосвязано с другими предметами начальной школы (в первую очередь «Литературное чтение» и «Окружающий мир», «Изобразительное искусство»), с внеклассной работой, проводимой в школе, с воспитанием детей в семье;
-
культурологическая направленность, раскрывающая общечеловеческие иобщероссийские ценности. Культурологическая направленность курса предполагает приобщение учащихся к культурному наследию народов нашей страны путём обращения к:
-
географии России (сведения о природе и населении, национально-территориальных образованиях);
-
истории России и народов её населяющих;
-
нравственным заповедям традиционных российских религий;
-
произведениям литературы, искусства, историческим источникам, фольклору народов России, СМИ.
Цель изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – приобщение младших школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.
Задачи курса:
-
расширение и систематизация знаний и представлений младших школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
-
формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества;
-
формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;
-
воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры;
-
развитие информационной культуры младших школьников (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.
Предметные результаты
В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ученик 5 класса научится:
-
находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;
-
определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
-
описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстративного материала (учебника, художественного альбома, изобразительных электронных материалов и др.) или непосредственного наблюдения (экспонатов краеведческого музея, памятников истории и архитектуры и др.);
-
рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
-
готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
-
характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
-
использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России в общении с одноклассниками;
-
различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
-
рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;
-
оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
-
использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;
-
объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
-
приводить примеры беззаветного служения Родине – России.
Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» носитинтегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является частью учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».
Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Ведущими принципами организации обучения в 5 классе остаются те же, что и в 4 классе.
1. Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
2. Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Особую опасность представляет стремление учителя расширить объем предлагаемых знаний, углубиться в изучение специфических идей разных религий, что может привести к формальному заполнению памяти школьника без осознания сущности изучаемого явления. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.
3. Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.
4. Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи. Учитель основной школы должен прослеживать преемственные линии, как в содержании, так и в методике обучения между 4 и 5 классами: хорошо знать содержание обучения в 4 классе, использовать основные методы обучения, которые применяются в начальной школе, постепенно и достаточно осторожно вводить методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного изучения данного предмета в 5 классе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.
Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества.
Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.
Основными целями и задачами реализации указанной предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе остаются следующие:
-
совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
-
углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
-
осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
-
становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
Планируемые результаты обучения
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
-
готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
-
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
-
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
-
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
-
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
-
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
-
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
-
владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
-
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
-
овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
-
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-
умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
-
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
-
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
-
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Методические рекомендации преподавания курса в 5 классе
Пятиклассники эмоциональны, любознательны, активны, непосредственны, отличаются хорошей памятью и воображением. Вместе с тем, для подростков этого возраста характерна некоторая разбросанность и неустойчивость интересов. Пятиклассникам свойственен преимущественно конкретный характер мышления. У них, как правило, возникает интерес к личности человека, его жизни, а затем к событиям, эпохе, в которой они происходят.
Содержание учебника для 5 класса опирается на знания, полученные учащимися в начальной школе. Вместе с тем сведения, полученные из данного учебника, можно привлекать на уроках по истории Древнего мира, при изучении ветхозаветных сказаний, Древней Индии (появление буддизма) и Древнего Рима (о первых христианах).
Как уже отмечалось выше, в учебнике, наряду с авторским изложением, важное место занимают отрывки из книг (Библии, Корана, «Домостроя», художественных и научно-популярных произведений). Они расширяют кругозор учащегося, дают возможность анализировать предложенную информацию, высказывать суждения о её содержании.
Целесообразно в начале рассмотрения этого и второго разделов рекомендовать учащимся подбирать дополнительный материал (о религиозных памятниках родного края, нравственных поступках людей в повседневной жизни, о подвигах земляков в годы Великой Отечественной войны и т. п.).
К разделам учебника (как и в 4 классе) дана таблица, в которой определены как содержание и последовательность изучения раздела, так и основные виды деятельности учащихся (в соответствии с предполагаемыми результатами изучения предмета).
Образовательная организация самостоятельно в выборе системы оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и другое).
При оценивании уровня подготовки обучающихся учитель руководствуется требованиями, зафиксированными в положении о системе оценивания достижений обучающихся (разработанными и утвержденными на базе ОО).
При оценивании достижений обучающихся при изучении курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио обучающихся.
Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности (обязательно для всех обучающихся) представляются в форме реферата, презентации или творческой работы любого вида.
Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале. Учащиеся должны уметь: осмысливать задачу, находить информацию, несколько вариантов решения проблемы, работать в коллективе, инициировать учебное взаимодействие со взрослыми, связно излагать материал, уверенно держать себя во время выступления, отвечать на вопросы, анализировать собственные достижения.
Прохождение материала по предмету фиксируется в журнале успеваемости обучающихся.
Курс является обязательным. В личном деле в столбце отметок за 5 класс надо записывать «изучен» напротив внесенной записи названия курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».