Приложение к Стандарту православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации
Приложение к документу: «Православный компонент основной общеобразовательной программы дошкольного образования (для православного дошкольного образовательного учреждения на территории Российской Федерации)»
Примерное содержание программы состоит из следующих разделов:
- Примерные темы и содержание занятий по православному воспитанию детей в возрасте 3-4 лет (младшая группа);
- Примерные темы и содержание занятий по православному воспитанию детей в возрасте 4-5 лет (средняя группа);
- Примерные темы и содержание занятий по православному воспитанию детей в возрасте 5-6 лет (старшая группа);
- Примерные темы и содержание занятий детей в возрасте 6-7 лет (подготовительная к школе группа).
Каждый раздел включает в себя следующие темы:
- Ребенок и его окружение;
- Бог — Творец мира;
- Молитва — общение с Богом;
- Церковь — дом Божий;
- Священная история Ветхого Завета;
- Божии заповеди;
- Новый Завет – жизнь Господа Иисуса Христа;
- Церковные праздники;
- Жития святых;
- Дни Ангела детей.
В деле православного воспитания ребенка большое значение имеют приобщение ребенка к духовным и нравственным ценностям, церковным Таинствам, присутствие на богослужениях, посещение воскресной школы, а так же соработничество педагогического коллектива и семьи в целях осуществления полноценного развития ребенка (чтобы семья и детский сад не заменяли, а дополняли друг друга).
В этом возрасте ребенок глубоко и трепетно воспринимает и переживает свои первые впечатления, обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь и нравственный выбор. Важно, чтобы эти первые впечатления раскрывали красоту и величие сотворенного Богом мира, учили беречь его. Особенно необходимо соблюдать принцип непрерывности и преемственности в воспитании дошкольников.
1. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-4 лет)
Младший дошкольный возраст — один из самых сложных периодов в жизни ребенка. К этому времени происходит освоение разнообразных элементарных действий с предметами, овладение активной речью, получение определенного опыта общения с взрослыми. Все это является базой для осознания им собственных возможностей и ощущения потребности в самостоятельной деятельности. Этот период психологи называют «Кризисом трех лет», когда ребенок проявляет нетерпимость к опеке взрослого, остро реагирует на любое порицание, проявляет настойчивость в достижении цели. Дети этого возраста воспринимают понятия о Боге-Творце, об Иисусе Христе, молитве и др. на эмоциональном уровне.
1.1. Ребенок и его окружение
Формировать понятие о близких (отце, матери, братьях, сестрах, других родственниках), любви и заботе старших о младших, почитании родителей, послушании;
Прививать навыки доброжелательного общения со сверстниками, а также закреплять представления о месте, в котором живет ребенок — доме, улице, городе, стране.
1.2. Бог — Творец мира
Формировать понятие о присутствии Божием рядом с нами, а также образное восприятие окружающего мира, чувства прекрасного и возвышенного. Детям преподносятся короткие повествования на духовные темы.
1.3. Молитва — общение с Богом
Приобщать ребенка к молитве как к естественной потребности, разучивая краткие и понятные молитвы: «Господи, благослови!», «Слава Тебе, Господи!» Научить накладывать крестное знамение. Вместе читать молитвы до и после учения
1.4. Церковь — дом Божий
Формировать представление о Церкви как о доме Божием. Рассказывать о храме, его внешнем виде, отличии от других строений. Приобщать детей к участию в Таинстве Причастия. Посещения храма должны быть непродолжительными.
1.5. Священная история Ветхого Завета
Знакомить детей с простыми и доступными библейскими рассказами, не связывая их события друг с другом, так как детям младшего дошкольного возраста еще недоступно понимание хронологии исторических событий.
1.6. Божии заповеди
Подробное изучение Божиих заповедей для детей 3-4 лет недоступно для их восприятия. Основные положения преподносятся детям в процессе воспитания и обучения (любовь к ближнему, неприятие зла и др.)
1.7. Новый Завет – жизнь Господа Иисуса Христа
Познакомить с краткими, простыми историями из Нового Завета, используя иллюстративный материал (иконы, изображения Младенца Иисуса Христа, Божией Матери и др).
1.8. Церковные праздники
Приучать детей к празднованию основных церковных праздников. Эмоциональная окраска праздника помогает лучше запоминать библейские события и православные традиции. Организовать празднование Рождества Христова и Пасхи с активным участием детей, их родителей. Рекомендуется присутствие священнослужителей. Продолжительность мероприятия — не более 25-30 минут, по окончании трапеза, предваряемая совместной молитвой.
1.9. Жития святых
Знакомить с житиями святых в форме кратких рассказов с использованием иллюстративного материала (красочные иллюстрации из книг, слайды, фильмы и пр.).
1.10. Дни Ангела детей (именины)*
Формировать представление об именинах, о том, что это индивидуальный праздник для каждого, — день памяти святого, имя которого он носит. Рекомендуется организовывать краткое празднество — поздравления детей и воспитателей, совместная трапеза, предваряемая совместной молитвой.
*Примечание: если в течение месяца совпадают именины нескольких детей, их можно объединять и праздновать в один день.
2. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 ЛЕТ)
Пятый год жизни является периодом интенсивного физического и психического развития ребенка. Дети в этом возрасте любознательны и общительны. Данный возраст называют «Возрастом почемучек», потому что в этот период заметно проявляется потребность в познании мира, основных принципов мировосприятия и мироустройства. Дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие рассказы, события из личной жизни и прочее. У них формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, развивается чувство ответственности за порученное дело, продолжают развиваться религиозные чувства, любовь к Богу.
2.1. Ребенок и его окружение
Расширять у детей представления о семье, семейной иерархии, группе, в которой они воспитываются как большом доме, помогать выстраивать отношения в коллективе; закреплять представления о непосредственном окружении (об улице, доме, дворе, городе, стране и др.), о значении Бога и Церкви в жизни семьи и жизни ребенка.
2.2. Бог — Творец мира
Знакомить с историей творения мира и жизнью первого человека в раю, рассказывать о том, что Господь заботится о людях и любит их.
2.3. Молитва — общение с Богом
Дать детям понятие молитвы как личной беседы с Богом, заучивать более сложные молитвы: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.», «Господи, спаси и сохрани!», «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!». Закреплять умение совершать краткое молитвенное правило утром и вечером, перед и после окончания любого дела. Вместе читать молитвы до и после занятий.
2.4. Церковь — дом Божий
Продолжить знакомство с храмом, его устройством, убранством, иконами и основными правилами поведения в нем. Посещать храм как вне службы, так и во время богослужения.
2.5. Священная история Ветхого Завета
Продолжить знакомство с отдельными событиями Ветхого Завета: грехопадением как следствие непослушания, жизнью первых людей, Всемирном потопе, строительстве Вавилонской башни.
2.6. Божии заповеди
Формировать представление о Божиих заповедях, особенно пятой («Почитай отца твоего и мать твою…»); воспитывать чувство любви и доверия к родителям, побуждать к свершению добрых дел.
2.7. Новый Завет – жизнь Господа Иисуса Христа
Рассказывать о земной жизни Господа Иисуса Христа (рождестве, крещении, чудесах, сотворенных Христом).
2.8. Церковные праздники
Формировать представление о том, что православные праздники посвящены Богу, Пресвятой Богородице и святым. Прививать навык празднования Рождества Христова, Пасхи, Троицы. Рекомендуется организовывать совместные мероприятия в эти праздники с активным участием детей, их родителей, священнослужителей. По окончании проводить трапезу, предваряемую совместной молитвой.
2.9. Жития святых
Познакомить с именами и житиями чтимых святых (преподобных Сергии Радонежском и Серафиме Саровском, благоверном князе Александре Невском, местных святых).
2.10. Дни Ангела детей (именины)
Формировать понятие о невидимых помощниках, дарованных Богом каждому человеку при Крещении, — Ангеле-Хранителе и небесном покровителе (святом, имя которого носит человек). Для каждого ребенка организовывать праздник в честь его небесного покровителя с участием детей и родителей. Рекомендуется готовить с детьми подарок для именинника.
3. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 ЛЕТ)
Дети старшего дошкольного возраста достигают достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в совершенстве овладевают всеми видами деятельности, отличаются большой подвижностью, достаточной выносливостью, речь становится грамотной, расширяется словарный запас, появляется умение составлять небольшие рассказы. Дети этого возраста уже способны управлять своим поведением, начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявляли к ним взрослые; это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм, правил поведения и обязательности их выполнения. Формирование у них религиозных чувств основывается не только на эмоциях, но и на определенных знаниях, правильных представлениях о добре и зле, справедливости.
3.1. Ребенок и его окружение
Расширять и закреплять у детей представление об окружающей среде, близких людях, своей родословной, детском саде, родном крае, Родине, поддерживать к ним интерес и любовь. Развивать навык посещения храма в воскресные и праздничные дни.
3.2. Бог — Творец мира
Закреплять знания о том, что Бог сотворил мир и все живущее в нем, о силах добра и зла.
3.3. Молитва — общение с Богом
Расширять круг молитв для осмысления и использования в жизненных ситуациях. Заучивать молитвы предначинательные (Трисвятое по «Отче наш…»), молитвы до и после учения и всякого дела, молитвы до и после трапезы. Обучать с благоговением совершать краткое молитвенное правило утром и вечером, перед и после любого дела.
3.4. Церковь — дом Божий
Продолжить более подробное знакомство с устройством храма, убранством, церковной утварью, иерархией и чинами служителей, приучать к культуре общения со священнослужителями. Формировать понятие о святынях, иконе, кресте, свече, святой воде и др. Объяснять необходимость участия в Таинствах, дать понятие о необходимости ношения нательного креста и нанесения крестного знамения. Рекомендуется совместное присутствие на богослужении и участие в Таинстве Причащения.
3.5. Священная история Ветхого Завета
Дать детям представление о Библии как священной книге. Более подробно знакомить со Священной историей Ветхого Завета в хронологическом порядке (сотворение мира и человека (все дни творения), изгнание людей из рая, Каин и Авель, праведный Ной и Всемирный потоп, Вавилонская башня).
3.6. Божии заповеди
Формировать представление богоданности десяти заповедей (дарование Богом Закона через пророка Моисея), о необходимости любить и почитать Бога, любить и уважать ближних. Подробно разъяснить пятую и восьмую заповеди («Чти отца своего и мать твою…», «Не укради»).
3.7. Новый Завет — жизнь Господа Иисуса Христа
Дать представление о Евангелии как священной книге, повествующей о жизни Господа нашего Иисуса Христа. Более подробно знакомить с земной жизнью Спасителя: рождеством Христовым, крещением, Нагорной проповедью, Его искупительными страданиями и смертью, Воскресением и вознесением.
3.8. Церковные праздники
Рассказывать о годовом круге богослужения на примере основных церковных праздников, а также дней памяти чтимых святых. Формировать понимание событий, которым они посвящены, их традиций, а также дать начальное понятие о посте. Рекомендуется организовывать совместные празднования Рождества Христова, Пасхи, Троицы, Крещения, престольных праздников с активным участием детей, их родителей, священнослужителей. Желательно посещение в этот день богослужения.
3.9. Жития святых
Формировать представление о святых. Продолжать знакомство детей с житиями (напр., преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, великомученика Георгия Победоносца, местных подвижников, своих небесных покровителей).
3.10. Дни Ангела детей (именины)
Прививать ребенку понятие о небесном покровителе — святом, имя которого он носит. Рекомендуется организовывать праздник в честь его небесного покровителя с участием детей и родителей.
4. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО К ШКОЛЕ ВОЗРАСТА (6 -7 лет)
В этот период ребенок должен обладать высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволит ему в дальнейшем успешно учиться в школе. Его основные достижения связаны с освоением окружающего мира, мира вещей как предметов человеческой культуры. В этом возрасте дети осваивают формы позитивного общения с людьми, формируется позиция школьника. Происходит осознание себя как самостоятельной личности. Дети уже могут делать правильный нравственный выбор в сложной ситуации. Происходит формирование религиозных чувств у детей, основанных на определенных знаниях духовных и нравственных ценностей.
4.1. Ребенок и его окружение
Закрепить представление об окружающей среде, близких людях, о родословной своей семьи, родном крае, природе, Родине, о главных событиях современной истории. Рассказать о Святом семействе, семье как малой Церкви.
4.2. Бог — Творец мира
Закрепить знания о том, что Бог сотворил мир и все живущее в нем, о силах добра и зла (Ангелы-хранители и бесы-искусители), развивать стремление к доброте, честности, добродетелям, а также понимание ответственности перед Богом за собственные поступки.
4.3. Молитва — общение с Богом
Расширить представления о молитве, ее назначении и смысле; научить отличать общение с Богом от общения с близкими; заучивать предначинательные молитвы: «Благодарим Тя, Господи», «Богородице, Дево, радуйся!», совершать краткое молитвенное правило утром и вечером, перед и после принятия пищи, перед и после окончания учебы и любого дела. Рекомендуется поочередное чтение или пение молитв перед и после занятий.
4.4. Церковь — дом Божий
Закрепить знания о богослужении, храме, святынях – мощах и иконах. Научить различать образы Спасителя, Божией Матери, чтимых святых; совместно участвовать в Таинствах Церкви, подготовить детей к первой исповеди.
4.5. Священная история Ветхого Завета
Рассказать о понятии «завет», сформировать представление о Завете Бога человеку. Продолжать знакомство со Священной историей Ветхого Завета (Авраам, Иосиф и его братья, египетское пленение, пророк Моисей, исход из Египта, Иисус Навин, Земля обетованная, Самсон, цари-пророки Давид и Соломон, краткая история еврейского царства).
4.6. Божии заповеди
Закрепить представление о том, что Бог через пророка Моисея дал людям Свой Божественный Закон — десять заповедей; которые учат любить и почитать Бога, любить ближних. Подробно разъяснить отдельные заповеди.
4.7. Новый Завет — жизнь Господа Иисуса Христа
Продолжить знакомство с Евангелием, повествующем о жизни Господа нашего Иисуса Христа, более глубоко раскрывать смысл Его искупительных страданий, смерти и Воскресении. Рассказать о заповедях блаженства.
4.8. Церковные праздники
Изучать дневной и годовой круг богослужений (краткие понятия о том, что такое Литургия, праздники двунадесятые и великие, Господские и Богородичные и т.д.). Закреплять начальные понятия о посте. Рекомендуется совместно праздновать Рождество Христово, Пасху, Троицу, а также другие праздники, связанные с годовым кругом богослужения (Крещение, Введение во храм Пресвятой Богородицы, дни памяти чтимых святых). Желательно посещение в этот день богослужения и участие в Таинствах покаяния и Причащения.
4.9. Жития святых
Закрепить понимание православного учения о святых, рассказать о чинах святости. Продолжить знакомство с житиями (напр., святого великомученика и целителя Пантелеимона, благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского, святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, местных подвижников, своих небесных покровителей).
4.10. Дни Ангела детей (именины)
Закрепить понятие о небесном покровителе — святом, имя которого носит ребенок. Заучить с каждым тропарь его святого. Рекомендуется приучить ребенка в день тезоименитства участвовать в Таинстве Причащения. В честь каждого именинника желательно устраивать праздник с участием детей и родителей, а также совместную трапезу с общей молитвой.