Комментарий Синодального отдела религиозного образования

Комментарий Синодального отдела религиозного образования и катехизации письма Минобрнауки № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Основное содержание письма

1. В части ОРКСЭ информируется (напоминается) об обязательном характере изучения предметной области ОРКСЭ в начальной школе (4-е классы) с 1 сентября 2012 г. (Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2012 № 84-р). Указывается, что новая ПООП начального общего образования (2015 г.) содержит три варианта учебного плана, в каждом из которых имеется обязательная предметная область ОРКСЭ (4-й класс, 1 час в неделю, 34 учебных часа в год).

Это указание делается в связи с заменой ПООП начального общего образования, принятой в 2010 г., на новую программу (одобрена 8 апреля 2015 г.).

В настоящее время реально функцию стандарта в части нормирования учебного плана, обязательной учебной нагрузки по основным учебным дисциплинам в школе и обязательного содержания образования выполняет именно Примерная основная образовательная программа, а не ФГОС на каждой ступени общего образования. Во ФГОС начального общего образования не содержится примерных учебных планов и обязательного содержания образования по учебным дисциплинам (модулям) предметной области ОРКСЭ. Первая ПООП начального общего образования была принята в 2010 г., до завершения эксперимента по введению ОРКСЭ в 2009–2011 гг., и содержание образования по модулям ОРКСЭ (тогда ОДНКНР) в ней также не устанавливалось. В примерных учебных планах нагрузка по предметной области указывалась во втором полугодии 4-го класса, 1 час в неделю, 17 часов, имея в виду продолжение преподавания в первом полугодии 5-го класса в таком же объёме. После введения ОРКСЭ полностью в 4-м классе, данные материалы в ПООП начального общего образования (2010 г.) устарели.

В новой ПООП начального общего образования (2015 г.) материалы по ОРКСЭ приведены в соответствии с ФГОС начального общего образования (наименование ОРКСЭ вместо ОДНКНР) и практикой преподавания ОРКСЭ полностью в 4-м классе. В примерных учебных планах учебная нагрузка по ОРКСЭ указана полностью в 4-м классе (34 часа), в соответствующих разделах представлены основное содержание образования по всем модулям ОРКСЭ (раздел 2.2.2.6) и требования к результатам его освоения обучающимися (раздел 1.2.6).

2. В части ОДНКНР, в связи с принятием также в 2015 г. ПООП основного общего образования для 5–9 классов, даны рекомендации по ее реализации.

В письме воспроизводятся общие требования к результатам освоения предметной области ОДНКНР учащимися, указанные во ФГОС основного общего образования. «Предметная область (ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности».

Эти указания имеют общее ориентирующее значение, поскольку предметная область ОДНКНР в 5–9 классах не включает перечня учебных предметов, дисциплин (модулей), которые должны её составлять. После переноса ОРКСЭ полностью в 4-й класс во ФГОС основного общего образования осталось указание на предметную область по религиозным культурам и светской этике под её первоначальным названием – ОДНКНР. В связи с этим она должна быть представлена в ПООП основного общего образования. Но решение о расширении преподавания религиозных культур и светской этики по выбору на 5–9 классы в обязательной части учебного плана (по формату ОРКСЭ в 4-м классе) Министерством образования и науки пока не принято. Поэтому в ПООП основного общего образования предметная область ОДНКНР не включена в обязательную часть примерных учебных планов в 5–9 классах.

В этой ситуации Министерство даёт общие рекомендации по её наполнению, которое пока фактически определяется на уровне каждой отдельной школы.

Рекомендации по реализации предметной области ОДНКНР в письме даются далее по тексту новой ПООП основного общего образования, раздела об учебном плане. Там указано, что предметная область ОДНКНР может реализоваться через:

1) занятия, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включённые в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;

2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;

3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

Для преподавания православной культуры основное значение имеет первый вариант – преподавание курсов, предметов по православной культуре в урочной форме за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. По сути, это та же самая практика преподавания православной культуры (ОПК и др.) за счёт регионального и школьного компонентов учебного плана в соответствии с предыдущими образовательными стандартами (ФК ГОС). Так преподавались и преподаются ныне все учебные курсы православной культуры (по пособиям Бородиной, Скоробогатова, Шевченко, Янушкявичене и др. авторов) в регионах, школах России. Только теперь решение вести такие курсы в школе принимают не школа или регион, а только школа (региональный компонент учебного плана исключен).

Важным в этой части письма является указание: «Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы».

Из-за переноса преподавания ОРКСЭ полностью в 4-е классы, изменения названия предметной области в документах по начальной школе с ОДНКНР на ОРКСЭ, у некоторых работников образования сложилось мнение, что предметные области ОРКСЭ и ОДНКНР теперь никак не связаны друг с другом. В этой части письмо указывает на ошибочность такого мнения, на их преемственность, тем самым ориентирует «наполнять» область ОДНКНР в 5–9 классах курсами, подобными модулям ОРКСЭ в 4-м классе. А значит, в том числе и прежде всего учебными курсами по религиозным культурам, по православной культуре.

Выбор таких курсов в 5–9 классах, учебно-методического обеспечения для их преподавания относится к компетенции школы. На это также обращается внимание в письме. Руководителям органов управления образованием напоминается, что: «Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную или внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР… относится к компетенции конкретной образовательной организации».Это важно для регионов, где могут сохраняться препятствия введению, продолжению преподавания или расширению преподавания в школах курсов православной культуры (ОПК и др.) в урочной форме теперь в рамках предметной области ОДНКНР в 5-9 классах, в том числе на основе указанных выше наиболее распространенных учебников, пособий. Министерство напоминает, что это компетенция конкретной школы. В других письмах Министерство также напоминало, что к решению этих вопросов в школах следует привлекать родительскую общественность. Это имеет значение для работы епархиальных структур, стимулирования родителей для поддержки или инициирования преподавания в «своих» школах курсов православной культуры в рамках ОДНКНР. При этом надо подчеркнуть, что всё содержание письма в части ОДНКНР относится ко всей ступени основного общего образования, к 5–9 классам, а не только к 5-му классу.

3. В заключение Министерство информирует, что приказы Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 и от 01.02.2012 № 74 утратили свою силу в связи с переходом на ФГОС начального общего образования. Этими приказами в 2012 г. было установлено преподавание ОРКСЭ в 4-м классе в объеме 34 часов, а также содержание образования по модулям ОРКСЭ. Теперь все эти материалы, реально нормирующие содержания образования и учебную нагрузку по модулям ОРКСЭ, в том числе ОПК, представлены в новой ПООП начального общего образования (2015 г.). На эти материалы будет ориентироваться система образования (учебные издательства, подготовка учителей и др.). Содержание образования по модулям ОРКСЭ в ПООП начального общего образования в целом дублирует содержание образования по ОРКСЭ в приказе Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69, на основе которого написаны все существующие учебники по модулям ОРКСЭ, ведётся подготовка учителей.

В целом письмо Минобрнауки России от 25 мая 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не создаёт новых возможностей для изучения ОПК в начальной школе (ОРКСЭ, 4-е классы). На основной ступени (5–9 классы) содержание письма отражает наличие возможностей, которые имеются в настоящее время и имелись ранее. В то же время наличие во ФГОС основного общего образования обязательной предметной области ОДНКНР в определённом отношении стимулирует развитие преподавания православной культуры в 5–9 классах. Образовательные организации будут обязаны реализовать предметную область ОДНКНР в 5–9 классах, наполнять её учебными курсами духовно-нравственной воспитательной направленности. И это могут быть курсы по православной культуре, реализуемые при участии организаций Русской Православной Церкви, как и ОПК в рамках ОРКСЭ. Развитие этой практики значимо и в видах формирования предпосылок, готовности к расширению преподавания религиозных культур и светской этики по выбору в обязательной части учебного плана по формату ОРКСЭ в 5–9 классах.

Относительно учебно-методического обеспечения преподавания православной культуры в 5–9 классах следует иметь в виду, что пока в Федеральном перечне учебников, принятом в 2014 г., соответствующий раздел перечня (раздел 2) не содержит учебников для преподавания православной культуры. В преподавании могут использоваться указанные выше, используемые в настоящее время учебники и пособия по православной культуре; пособия, согласованные во взаимодействии органов управления образованием и церковных организаций в регионах, на местах. Синодальный отдел рекомендует также использовать пособия, прошедшие экспертизу в Синодальном отделе, имеющие церковный гриф (перечень размещён на сайте в разделе «Экспертиза учебных пособий»)

Комментирование запрещено